Реформы через колено
Каким может быть новый экономический курс правительства
Ясным весенним утром 16 мая мы с вами проснемся в другой стране. Приоритетом правительственной политики станет построение “общества всеобщего труда”, основанного на производстве в самом Казахстане большинства необходимых казахстанцам “простых вещей”. (Возможно, вы уже где-то слышали такие слова.)
На деле это будет означать вот что. Правительство, обнаружив, что производственные мощности вне экспортно-сырьевого сектора загружены меньше чем наполовину из-за отсутствия платежеспособного спроса, поднимает этот спрос не только до полной загрузки, но и до появления инвестиций в обновление и расширение работающих на внутренний рынок производств. За основу берется формула “государство поддерживает граждан, граждане поддерживают бизнес”, а механизмом реализации становится ЕНПФ, преобразованный в накопительно-инвестиционный банк.
Накопительная пенсионная система преобразуется в универсальное пожизненное социальное, включая медицинское, страхование, а собственно пенсионное обеспечение, в своей основе обеспечивающее достаточность базовых пенсий, сохраняет бюджетную солидарную основу. При этом определение прожиточного минимума и, соответственно, минимальных зарплат и пенсий становится реально профессиональным и публичным с удвоением нынешних величин. От этой базы поднимаются все пенсии и зарплаты в Казахстане.
В накопительной же части все без исключения вкладчики ЕНПФ получают право использовать определенную часть на обзаведение жильем, получение высшего и специального образования, сложное лечение, а также на другие важные для граждан и приоритетные для внутреннего экономического развития сферы. При том обязательном условии, что деньги вкладчиков идут национальным производителям. За первоочередной ориентир берется удвоение жилищного строительства.
Вкладчикам гарантируется 5-процентная доходность сверх инфляции, это резко высветляет зарплатный фонд в стране, а также стимулирует переток депозитов из коммерческих банков в ЕНПФ-банк. Для обеспечения доходности и увеличения инвестиционного потенциала по счетам вкладчиков расписывается половина транша из Национального фонда в бюджет. С помощью этих денег стимулируется добровольная часть накоплений, а также поощрение семей - дополнительные бонусы начисляются при рождении ребенка. На детей тоже открываются накопительные счета.
Не используемую вкладчиками часть накоплений ЕНПФ-банк самостоятельно инвестирует в электроэнергетику, ЖКХ и транспортную инфраструктуру, находящуюся под государственным тарифным контролем, что и гарантирует возвратность и доходность. А также ЕНПФ-банк дополняет или заменяет инфраструктурные инвестиции из бюджета - под бюджетные же гарантии.
Второй помимо “граждан-инвесторов” линией внутреннего инвестирования становится всеми критикуемый квазигоссектор. Холдинг “Самрук-Казына”, концентрирующий всю государственную собственность в экономике, получает соответствующую такой концентрации задачу: планирование основных направлений социально-экономического развития и его ресурсное и организационное обеспечение.
Многообразие государственных программ заменяется единой пятилетней программой с выделением только двух самостоятельных национальных программ.
Это “Новая коллективизация”, по которой господдержка села перестает размазываться по лоббирующим мясным, молочным и иным союзам и концентрируется на создании крупнотоварных агропроизводств вокруг всех столиц, областных и районных центров с современной жилой инфраструктурой.
И это программа “Чистый воздух Алматы”, предусматривающая: а) отказ от угля в электроэнергетике; б) полную газификацию пригородов и поселений в радиусе 50 км; в) перевод общественного, специального, а затем и частного автотранспорта на электричество и газ.
Неподконтрольность естественных монополий уходит в прошлое, предприятия электроэнергетики и тепло-, водо-, газоснабжения получают независимый мониторинг, публичные слушания превращаются в состязательный процесс, тарифная политика становится прозрачной.
На оптовом рынке электроэнергии появляется единый закупщик, ответственный за единообразие тарифов по всем регионам и категориям потребителей. По выбору физические и юридические лица могут переходить на несколько повышенный пиковый и пониженный в два раза ночной тариф.
Появляются имеющие постоянный государственный социальный заказ республиканские и региональные ассоциации “Здоровье”, “Образование”, “Поколение”, “Экология”, “Прозрачный тариф”, они выпускают национальные доклады, содержащие рекомендации президенту, парламенту и правительству.
Восстанавливается похеренная еще в конце 90-х функция Национального банка как кредитора первой инстанции. При этом он отказывается от роли замыкающего игрока на валютном рынке, начинает планировать и осуществлять национальную кредитную эмиссию, получателями которой становятся институты государственной программы социально-экономического развития.
Плавающий курс тенге заменяется на фиксированный, поддержка стабильности валютного курса возлагается на Минфин. Национальный фонд передается в состав бюджета как его валютная часть с выделением нерасходуемого резерва, остальное утверждается и исполняется в общем порядке. В состав бюджета с организацией публичного утверждения и отчетности включаются также внебюджетные фонды и фонды квазигоссектора.
Если и этого мало, могу еще добавить. Возврат НДС сырьевым экспортерам отменяется. Деятельность компаний - резидентов Казахстана через офшорные юрисдикции - тоже. Все сделки по продаже нефти, черных и цветных металлов совершаются только на территории Казахстана и через казахстанские банки. Все это существенно повышает наполнение бюджета и Национального фонда, соответственно, растут накопления и инвестиционные вложения через счета ЕНПФ.
Впрочем, пора просыпаться уже сейчас. Если брать согласование денежных потоков, все описываемое никакая не фантастика, а вполне реализуемая социально-экономическая модель, с запасом обеспечивающая работой и благополучием всех казахстанцев. С точки же зрения практической реализации фантастика, конечно, отделенная от реальности эшелонированным сопротивлением участников и бенефициаров нынешней “вывозной” экономики.
Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы