2905

Игры патриотов

Быть или не быть оппозиции в Казахстане, а если быть, то какой?

Игры патриотов

Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ, заявивший на втором заседании Нацсовета общественного доверия (НСОД) о необходимости в политической системе страны института парламентской оппозиции, кажется, разбудил общественные массы, пребывавшие долгие годы в летаргическом сне.

Лидер “Ак жола” Азат ПЕРУАШЕВ, как и подобает большому политику, смотрящему далеко вперед, воспользовался возникшим вокруг темы хайпом и решил обновить несколько запылившийся проект закона и презентовать его главе государства и широкой общественности (см. “Страсти по оппозиции”, “Время” от 11.1.2020 г.).

При этом акжоловцы не стали изобретать велосипед и решили, что лучше всего будет обсудить документ с политической и научной интеллигенцией в рамках “круглых столов” в городах и весях страны. Довольно мудрое решение - и себя показать, и свежих идей насобирать, и законопроекту придать статус “народного”.

Правда, в Алматы (а именно отсюда началось роуд-шоу проекта) встреча прошла довольно вяло: научная общественность выступала в стиле собраний времен КПСС, гражданско-политическая порой несла откровенную ерунду, а другие - причем большинство - молчали. Некоторые умудрились уснуть. И лишь единицы пытались предложить что-то реально стоящее. Душевно всех поблагодарив за участие, Перуашев свернул обсуждение, посоветовав направлять возникшие идеи на электронный ящик “Ак жола”.

Напомним, “Ак жол” предлагает предоставить парламентской оппозиции право:

- выдвигать своих кандидатов на посты председателей комитетов мажилиса, а также вице-спикеров парламента, вице-министров социально-экономического блока, председателя и членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

- инициировать и проводить парламентские слушания и расследования;

- входить в состав любых госкомиссий и экспертных советов;

- разрабатывать альтернативные проекты законов;

- финансировать деятельность из республиканского бюджета и освещать ее в государственных и частных СМИ и т. д.

Не парламентская, а политическая

По мнению политолога Андрея ЧЕБОТАРЕВА, суживать рамки оппозиции одним парламентом не резон.

- Проект закона, который предлагает “Ак жол”, - это хорошо, но они взяли узкий сегмент. А сейчас, тем более если начнется формирование маслихатов на основе пропорционального представительства, встанет вопрос о легализации оппозиции внутри маслихатов. Поэтому нужен базовый закон, который отразил бы все нюансы. Я предлагаю разработать и принять закон о политической оппозиции, чтобы реализовать важный институт, который существует во всех странах мира. В наших условиях важно, чтобы были какие-то гарантии деятельности оппозиционных партий и движений. И уже внутри этого закона расписать, что относится к парламентской оппозиции, а что - к непарламентской. Необходимы также отдельные поправки в проект закона о парламенте и статусе его депутатов, о политических партиях и так далее.

Между тем доктор юридических наук профессор Алькен ДУЙСЕНОВ считает, что парламентской оппозиции надо предоставить право выдвигать своих кандидатов и в Конституционный совет, и в Центральную избирательную комиссию. Кроме того, он предложил создать в мажилисе еще один комитет - по противодействию коррупции, в который, по его мнению, также должны войти члены парламентской оппозиции.

- Отрадно, что партия “Ак жол” первой отреагировала на поручение президента создать институт парламентской оппозиции. В предложенном ею законопроекте немало позитивных предложений. Но наше законодательство перегружено законами. Я думаю, что нормы о политической оппозиции могут быть частью закона о политических партиях. Здоровая конструктивная оппозиция позволит усилить власть народа, - считает Дуйсенов.

А вот общественный деятель Асылбек КОЖАХМЕТОВ предложил пойти еще дальше: включить в перечень прав оппозиции выдвижение кандидатов не только на пост вице-министров, но и министров. Мол, за рубежом министры-оппозиционеры сплошь и рядом. Однако в ответ схлопотал замечание Азата Перуашева: если оппозиционер будет министром, то есть членом правящего блока, то вряд ли он останется оппозиционером.

- Демократия - это не власть большинства, это учет мнений меньшинства, - заявил тем не менее Кожахметов. - Для меня оппозиция - это не только партии, но и граждане, которые не состоят ни в одной партии. Оппозиция должна также входить в общественные советы, поскольку они - это региональные НСОД.

Не так страшен оппозиционер, как его малюют

В интервью нашему корреспонденту Азат Перуашев заявил, что пришло время легитимизировать оппозицию и очистить ее от того негатива, с которым она сейчас ассоциируется.

- Оппозиция - это не те, кто против государства по любым воп­росам, а те, кто стоит за незыблемость государства, настоящие патриоты. Во время обсуждения нашего законопроекта возникло много споров - даже о том, что такое парламентская оппозиция.

- Можно ли сказать, что “Ак жол” и партия народных коммунистов (КНПК) являются оппозицией?

- Если исходить из политологических словарей - да. Но мы хотим не просто через этот законопроект натянуть на себя чью-то там одежку, а наполнить это понятие общефункциональным смыслом. Оппозиция - это та сила, которая принимает правила игры, которая уважает основы государства, которая не ставит под сомнение национальные интересы, но требует решения проблем и улучшения тех подходов, которые применяет государство для решения этих проблем. Сегодня у нас сформировалось ругательное понимание оппозиции, когда заявляют, что оппозиция - это враги государства. Это неправильно! Оппозиция - это та партия, которая представлена в парламенте, имеет свою фракцию, фракция имеет свое мнение и голосует вопреки мнению парламентского большинства, и эта партия участвует в формировании состава действующего правительства. Многие сейчас говорят, что “Ак жол” делает этот закон под себя. Ничего подобного! Мы говорим о реформировании парламентской системы с тем, чтобы дать альтернативным мнениям возможность быть услышанными.

К слову, сегодня в Казахстане помимо представленных в парламенте партий Nur Otan, “Ак жол” и КНПК зарегистрированы еще три партии - “Бирлик”, “Ауыл” и общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) “Акикат”.

Кстати, в ОСДП согласны с Перуашевым, что необходимо менять отношение к оппозиции.

- Слово “оппозиция” нужно прописать в законе, - полагает председатель партии “Акикат” Асхат РАХИМЖАНОВ. - И нужно не только признать, что такой феномен, как оппозиция, в стране существует, но и отойти от того понимания оппозиции, которую нам навязала власть, что это страшное слово, равнозначное экстремисту, террористу и так далее. Оппозиционер - это просто человек, имеющий альтернативные взгляды.

Вместе с тем лидер ОСДП полагает, что законопроект, предлагаемый “Ак жолом”, не будет способствовать развитию партийного поля, какого-то его качественного преобразования. Этот проект касается только тех партий, которые уже есть в парламенте, поэтому, по мнению Рахимжанова, нужен более фундаментальный закон.

- Они (акжоловцы. - Р. Б.) приводят в законопроекте термин “меньшинство”. Но меньшинство - это не всегда оппозиция. Тот же “Ак жол”, который активно поддерживал на выборах НАЗАРБАЕВА и голосовал за все законодательные инициативы правительства, нельзя назвать оппозицией, хотя они и являются меньшинством. Мы предлагаем принятие совершенно нового конституционного закона о политических партиях. Почему конституционного? Потому что сегодня только партии играют ключевую роль при формировании органов власти. И одним из разделов в этом законе должен быть раздел об оппозиции. Плюс ко всему нужно продумать вопрос о финансировании партий. Допустим, если партия не прошла в парламент, но набрала определенный процент голосов (к примеру, как в Швеции - 5 процентов), то эта партия должна иметь право на госфинансирование. Потому что политические партии - это не просто гражданское течение. Партии работают на благо общества и государства, поэтому они должны иметь достаточное финансирование, чтобы вести эту работу более продуктивно.

Не форма, а содержание

Между тем в КНПК уверены: важно не то, как будет называться этот закон, а то, каким будет его наполнение.

- В разработке нашей версии закона смысла нет, поскольку коллеги из партии “Ак жол” уже разработали базу. Теперь главное, чтобы этот законопроект “зашел” в парламент. Там уже можно будет над ним работать более предметно, - прокомментировал “Времени” руководитель фракции КНПК в мажилисе Айкын КОНУРОВ. - Парламентская оппозиция - это возможность влиять на процессы ну и, соответственно, сделать привлекательным нахождение в парламенте для оппозиционных партий, которые смогут заиметь реальные рычаги влияния на исполнительную власть. На сегодняшний момент у нас, к сожалению, таких рычагов нет. Мы находимся в меньшинстве и можем влиять лишь незначительно.

А вот в народно-демократической партии “Ауыл” об акжоловских инициативах пока ничего толком не знают.

- Я не в курсе, потому что езжу по регионам, встречаюсь с населением, - заявил нам председатель “Ауыла” сенатор Али БЕКТАЕВ в ответ на вопрос: “Нужен ли Казахстану закон о парламентской оппозиции и что в нем должно быть прописано?” - Я не готов ответить на ваши вопросы, потому что у меня сейчас условия не те. Во-вторых, я не видел акжоловский законопроект и не знаю, что там есть. Давайте мы вернемся в Нур-Султан, ознакомимся, потом выскажем свою точку зрения.

Комментарий в тему

Серик СЕЙДУМАНОВ, депутат мажилиса, член фракции Nur Otan: 
Диктат здесь неприемлем

- Парламентаризм подразумевает, что бывают доминантные партии, которые долгое время находятся у власти. Те партии, которым народ оказывает доверие. Именно они формируют правительство и политику данного государства. Но всегда в любой демократической стране существуют и другие партии. В нашей стране их семь, одна не действует, остается шесть. Из них три парламентские: Nur Otan, “Ак жол” и КНПК. Кто из них считает себя оппозицией, это вопросы к самим партиям. То есть каждая партия сама решает это для себя.

Что касается предложений дать парламентской оппозиции право возглавлять комитеты в мажилисе, то, на мой взгляд, это спорный вопрос. У нас три партии, а еще есть депутатская группа от Ассамблеи народа Казахстана. Значит, и она должна иметь квоту на председательство в комитетах парламента. Если бы у нас было 10-15 комитетов, тогда это предложение было бы оправданным. Но в данном случае, когда комитетов всего семь и три из них надо отдать другим партиям, это в определенной степени ущемление прав и возможностей доминантной партии. Другое дело, если один из комитетов мажилиса возглавит депутат другой фракции. Но вопрос в том, какой именно комитет он будет возглавлять.

- Речь идет о социально-экономическом блоке…

- Партия не должна говорить “я хочу вот этот комитет”. Это их амбиции. Должна быть договоренность с другими партиями, в том числе и с доминантной. А иначе это получится какой-то диктат: мол, я хочу это, а не то. Все комитеты одинаковые.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть