3347

С заботой о простом народе

В следующем году вырастут тарифы на всю коммуналку

С заботой о простом народе

Это неприятно, конечно, но есть в данной новости и сладкая пилюля. О нас, обыч­ных потребителях, в правительстве помнят. Поэтому больше, чем население, от первого после разморозки повышения тарифов пострадают не так и неразбогатевшие граждане, а бюджетные организации и коммерческие предприятия.

Вот ведь как бывает: в самом начале осени (см. “Электричество от “базаркома”, “Время” от 25.9.2019 г.) мы поделились информацией: Минэнерго готовит повышение тарифов для электростанций. Однако не промелькнул еще стремительно приближающий зиму октябрь, как наш инсайд успел не только подтвердиться, но и… отмениться. А именно: Минэнерго утвердило-таки повышенные тарифы на генерацию и тут же этот свой приказ… аннулировало.

Теперь делимся новым инсайдом: с ноября приходится ждать расширенную, так сказать, версию повышения. Причина: отмененный сентябрьский вариант охватывал не все электростанции, поэтому оставленные при прежних тарифах потребовали своей доли справедливости.

И еще порция инсайда, уже не по линии Минэнерго, заведующего тарифами на выработку электричества, а КРЕМ - комитета по регулированию естественных монополий, ведающего всем остальным: тарифами на электросети и всю коммуналку - отопление, горячее и холодное водоснабжение, а также на то, что раньше называлось канализацией, а сейчас элегантно - водоотведением.

Так вот, все эти тарифы предполагается поднять на 5% в следующем и на 10% в 2021 году. Извиняюсь, поправка: не все, а только тарифы для населения, чтобы не слишком возбуждать народ. А что касается стоимости электро-,тепло-, водоснабжения для бюджетных организаций - им светит более 16%. По категории же “иные потребители” повышение планируется на 13%.

Отменить-предотвратить мы это не можем, остается если не принять, то хотя бы объяснить-понять происходящее. Как член совета по тарифной политике НПП “Атамекен”, попытаюсь объяснить.

Рост тарифов - это признак не только приближения зимы. Напомним: с начала 2019 года тарифы для населения были снижены в среднем на 9%, в том числе по водоотведению - на 6%, водоснабжению - на 7,9%, электроснабжению - на 8% и теплоснабжению - на 10,7%. А стоимость затрат предприятий электро­энергетики и ЖКХ никто не снижал, наоборот, она только росла. Хотя бы из-за ослабления курса национальной валюты: за 2018 год в среднем сложилось меньше 345 тенге/доллар, а в этом году по итогам трех кварталов уже имеем 386, и по году получится вряд ли лучше. Итого ослабление - около 12%, и если принять долю импорта в затратах хотя бы в треть, то себестоимость производства из-за одной только курсовой разницы выросла как минимум на 4%.

Поэтому мы имеем осторожную такую попытку регуляторов вывести энергетиков и коммунальщиков хотя бы на прежний уровень приходов против расходов.

Хотя, судя по нашим выкладкам, даже компенсация пока не получается, и отсюда вопрос: а сколько вообще надо денег энергетикам и коммунальщикам? Иначе говоря, как долго и на сколько нам собираются повышать тарифы?

И здесь, я вам скажу, самая запутанная и драматическая ситуация! С одной стороны, сколько надо денег - никто не знает! Хотите верьте, хотите нет, но это факт: ни по линии Мин­энерго, ни по линии Министерства национальной экономики, в состав которого входит КРЕМ, нет ни планов модернизации и развития электроэнергетики на ближайшие пять-десять или иное количество лет, ни таких же планов относительно коммунальных мощностей. Планов, в которых хотя бы оценочно, для понимания порядка расходов и соответствующего уровня тарифов были бы приведены расклады: сколько и какие дополнительные мощности надо ввести, сколько изношенного оборудования и сетей надо заменить и сколько (внимание!) энергетики и коммунальщики сами задолжали своим кредиторам. Ведь, напомню, в предыдущие годы активно брались кредиты, в основном валютные, а девальвационное обрушение тенге 2015 года плюс последующая ползучая девальвация стоимость таких кредитов фактически удвоили.

Если вдуматься, страх берет: окончательный триумф свободного рынка и крах плановой экономики! Страна живет, понятия не имея, что будет с ее электроэнергетикой и ЖКХ в 2025, например, году. А зачем, если никто из отраслевых руководителей не видит себя в кресле больше года-двух?

С другой стороны, можно вроде бы успокоиться: никто не собирается повышать нам тарифы далее этих самых года-двух. Если мы посмотрим приказ Мин­энерго, прежний ли, измененный-отмененный, или тот, что предстоит увидеть, везде повышение прописано на следующий год, а далее в столбиках до 2025 года - повторение одних и тех же цифр. И планы КРЕМ ненамного длиннее - после 2021 года рост тарифов 0%.

Неужели запланированное одно-,двухлетнее повышение решит все проблемы и потом энергетики и коммунальщики до 2050 года нас не побеспокоят?

К сожалению, наоборот: вот это повышение тарифов небольшими временными кусочками - самое неприятное из происходящего. Потому что оно есть фактическое признание краха применяемой еще с 2009 года политики предельных долгосрочных тарифов - без выдвижения иной стратегии.

Придумка с утверждением тарифов сразу на пять-семь лет не наша. Это перенос на местную почву практики развитой Европы, где в отличие от нас и доходы, и затраты производятся в одной валюте при практически нулевой инфляции. А если что-то и приходится импортировать, то с почти не меняющейся год от года курсовой разницей. Не говоря уже о несколько другом предпринимательском менталитете и культуре контро­ля за деятельностью монополистов.

Да, и у нас опыт перехода к предельным тарифам, утвержденным для электростанций сразу с 2009 по 2015 год, поначалу был относительно успешным. Как раз потому, что с февраля 2009 по февраль 2014-го курс тенге почти не менялся, да и девальвация 2014 года была относительно небольшой. Пока не разразилась девальвационная катастрофа 2015-2016 годов. И вот как раз на фоне этой катастрофы, не просто обнулившей обновление электростанций, но и отбросившей их в кредитные долги, правительство с энтузиазмом распространило предельные тарифы на электросети и всю коммуналку полностью.

Пожинаем плоды: далее года-двух лет ни в энергетику, ни в ЖКХ сам тарифный регулятор заглянуть не способен, там мрак.

И еще: переход к долгосрочным предельным (то есть со специально закладываемой в них надбавкой на модернизацию и развитие) тарифам сопровождался уверениями, что это для привлечения крупного инвестора. Да, это получилось: таким инвестором стал массовый потребитель, вынужденный доплачивать за электричество, тепло и воду. А искомый частник со своими инвестициями… его просто нет в местной природе.

Но вот под тот же припев о привлечении крупного инвестора повышаются тарифы и сейчас, на год-два. И это тоже пугает: чиновники будто читают заученную на чужом языке молитву, не понимая ее смысла.

И последнее. В целом нелегкая жизнь энергетиков и коммунальщиков, посаженных на бюрократически утверждаемые тарифы, компенсируется таким бонусом - их никто не проверяет! И, соответственно, никто не знает положения дел в подведомственных отраслях. Вернее, они знают то, что рассказывают сами монополисты. А это несколько иное.

Да, предельные надбавки плохо просачиваются в производственные цеха, но денег в руководящих кабинетах - выше крыши. И реально есть только один способ сделать тарифы прозрачными - подключить независимую экспертизу.

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть