6150

ОСИ против КСК: победитель известен заранее

Одобренные мажилисом поправки в жилищное законодательство породят бурю… в стакане воды

ОСИ против КСК: победитель известен заранее

Ну вот, сограждане, мы и дожили до отмены всем осточертевших КСК и появления кондоминиумов и органов управления ими в каждой отдельной городской многоэтажке. Соответствующий пакет поправок в закон “О жилищных отношениях”, очень долго готовившийся и объемный такой пакет, одобрен мажилисом и отправлен в сенат. Надеемся, там он долго не задержится, и вскоре новая революция в управлении жилым фондом начнет шествие по стране.

А это действительно революция - хотя бы потому, что предстоит подготовить техдокументацию и зарегистрировать около сотни тысяч кондоминиумов, подыскать столько же председателей, организовать такое же количество органов управления и еще - даже в двукратном количестве - открыть новые банковские счета: отдельно для текущих платежей и накоплений на капремонт.

Причем, как и положено в революцию, новому придется преодолевать жесточайшее сопротивление старого. И я вам заранее скажу, на чьей стороне в конечном счете окажется победа: на стороне как бы упраздняемых КСК!

Здесь стоит напомнить, как неистребимые КСК появились: в ходе реформы ЖКХ 1996 года, когда приступившее к макростабилизации правительство свело коммунальную реформу всего к двум пунктам - директивной перерегистрации еще советских домоуправлений, охватывавших десятки (если не сотни) многоэтажек, в кооперативы собственников квартир и к разовому отказу от любых коммунальных дотаций.

Позднее под уже созданные многодомные КСК подвели закон “О жилищных отношениях”, а еще чуть позже поставщики коммунальных услуг в союзе с акиматами выдавили мешавшие им КСК из расчетов за электро-, тепло,- газо,- водоснабжение, оставив за ними спокойное существование только на целевые взносы жильцов.

Возникла система, никого не устраивающая, но по-своему устойчивая, особенно после двадцати с лишним лет существования и особенно если с нее ничего не спрашивать и ничего против нее не предпринимать. К примеру, государственная программа модернизации ЖКХ в части обновления и термомодернизации домов успешно сведена на нет, все многолетние и многозатратные усилия по переводу на общедомовые приборные измерения отпуска тепла, холодной и горячей воды тоже кончились ничем. Но в целом к КСК привыкли, как алматинцы к смогу над городом, и особо их даже не клянут.

Мы ведь, давайте покаемся, тоже ратовали за реформу малоработоспособной системы КСК и исходили из решения совершенно очевидной триединой задачи. Во-первых, надо, конечно, приблизить органы управления домами к жильцам - и здесь ОСИ (преду­смотренные новым законом объединения собственников имущества) в каждом доме-кондоминиуме самое то. Здесь же, во-вторых, такая подомовая субъектность должна стать основой перевода расчетов за коммунальные услуги с тупикового поквартирного на подомовой формат, что только и способно обеспечить расчеты по приборам, а не абстрактным нормативам с закладываемыми в них неучитываемыми потерями в сетях. И, в-третьих, восстановить участие городских властей в содержании жилого фонда через создание современных управляющих компаний на уровне городских микрорайонов, ответственных не только за обслуживание ОСИ-кондоминиумов, но и за благоустройство и развитие территорий, включая, например, давно назревшую сортировку и первичную переработку отходов.

Разумеется, такая пропагандируемая газетой “Время” в рамках акции “Как нам реорганизовать КСК” комплекс­ная реформа обеспечила бы и экономию целевых взносов жильцов с более полезным их использованием. Ведь необходимость ведения подомовых лицевых счетов с возможностью распоряжения средствами самими жильцами великолепно обеспечивалась бы управляющими компаниями, располагающими кадрами и техникой, без нужды плодить банковские счета и держать в каждом доме обслуживающий штат.

Но вместо комплексного решения получился только вносящий смуту бюрократический обрубок. С одной стороны, депутаты, сделав правильный шаг в сторону обеспечения правосубъектности каждого многоквартирного дома, нафантазировали совершенно невероятное.

К примеру, как вам такое требование? Расходы на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома должны быть отражены в ежемесячном отчете, который представляется исполнительным органом ОСИ индивидуально каждому собственнику квартиры в форме электронного документа до десятого числа следующего месяца.

Хорошо бы, но только на эту работу для каждой многоэтажки надо где-то найти специалиста с окладом больше, чем все целевые!

Плюс придумка с обязательным ведением банковских счетов да еще с новым правом акиматов устанавливать минимальный размер тех самых целевых - расходов на содержание дома. Мало того, теперь жильцы независимо от состояния дома обязаны будут делать отчисления на капремонт в размере 0,02-кратного месячного расчетного показателя. На 2019 год, например, это по 50,5 тенге на 1 кв.м, или от трех до пяти тысяч тенге в месяц на самые рядовые квартиры в небогатых микрорайонах. Банки, конечно, такой дополнительный денежный поток только порадует. Но ведь не ради банкиров же затевалась реформа!

А с другой стороны, дроблением КСК на ОСИ реформа и исчерпывается. Вместо перехода к подомовым расчетам за коммунальные услуги, наоборот, закреплен поквартирный метод, наполовину обессмысливающий создание подомовых ОСИ и гарантирующий, что реального измерения отпуска тепла, воды и определения сетевых потерь никогда не будет.

Вместо правильно распределенных по городской территории управляющих компаний - мостов между городскими властями и жилыми домами - нечто только обозначенное такими словами, отданное на откуп тем же КСК.

И я вам расскажу, что дальше будет: яростная и успешная борьба КСК за самовыживание. Председатели КСК - это люди отборные, тертые и живучие, по приспособляемости они дадут фору даже нашим депутатам. А коль скоро законотворцы, переключая взносы жильцов с КСК на ОСИ, не додумались найти в новой системе места для старых структур и кад­ров, они сами его найдут. Благо ниш, созданных новым законом, предостаточно. Какие-то КСК переквалифицируются в управляющие компании, какие-то - в наемные управляющие ОСИ, а все вместе станут активно использовать придуманную депутатами маниловщину - всю эту невероятную бухгалтерию по ведению банковских счетов и электронных отчетов перед жильцами.

В итоге окажется так: ОСИ будут созданы, но не везде и не все. Но и где они появятся - половина из прописанного в законе исполняться не будет. По неумению и нехотению, все вместе. И у властей тоже не будет возможности добиться полного исполнения. Все будет как бы по-новому, но наполовину. А фактически - по-старому, включая никуда не девшиеся, только по-другому названные КСК. Единственное, что добавится, так это резко возросшее количество активных поглотителей целевых отчислений жильцов и пользователей их принудительными накоплениями. Не знаю, на что рассчитывали разработчики, но еще одна волна массового недовольства такой реформой гарантирована.

Конечно, минимизировать смуту в своем городе может любой аким, если сам возьмется курировать создание управляющих компаний на принципах ГЧП (государственно-частное партнерство) и на базе наиболее успешных КСК, кстати, с возложением на эти компании функ­ций организации ОСИ-кондоминиумов и их обслуживания. Причем закон это не прописывает, но и не запрещает.

Вот только где найти такого акима?

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть