4034

Догнать и перегнать

Предсъездовские будни - отчеты акимов и отставка правительства - сменяются претворением в жизнь решений партии и правительства

Догнать  и перегнать

Как раз в день, когда этот номер пошел в печать, прошел анонсированный еще в январе с целью принятия новой программы съезд партии “Нур Отан”. Что решено - “Время” расскажет, а пока немного предваряющей информации для размышления. Это и отчеты акимов, и достигшее чуть ли не революционного накала кипение в соцсетях, и “неожиданная” отставка правительства.

С сутью отставки мы с вами уже разобрались (см. “По спирали, или Загнанных лошадей взбад­ривают, не правда ли?”, “Время” от 23.2.2019 г.). Президент Казахстана подтолкнул ее сразу после оглашения послания своего коллеги Владимира ПУТИНА Федеральному собранию РФ. И в то же время эта отставка предварила съезд правящей партии, несущей ответственность за судьбу страны и намеренной далее сохранять свою доминирующую роль (это почти дословные цитаты из доктрины “Нур Отана”).
В результате же отставки действующего правительства принимаемая на съезде новая программа партии станет теперь не пересказом уже оглашенного главой государства или записанного в правительственных программах, а фактической программой действий уже нового, пусть во многом составленного из тех же персон правительства.
При этом заработают и заблаговременно заложенные в Конституцию поправки насчет того, что члены правительства теперь назначаются только после того, как уже согласованный с мажилисом премьер-министр консультируется по каждой кандидатуре (кроме министров обороны, иностранных и внутренних дел) с тем же мажилисом. Кроме того, и мажилис, и сенат независимо друг от друга вправе заслушивать отчеты членов правительства и принимать обращение к президенту по поводу освобождения нарушителей от должности. Наконец, мажилис вправе выносить правительству в целом вотум недоверия.
Короче, возможностей у парламента реально контролировать состав и деятельность правительства и отдельных ведомств, решись депутаты на такое, достаточно.
Так что есть большая вероятность того, что уже в ближайшей перспективе мы получим переформатированную систему власти - президентско-парламентскую, о возможности которой сообщили в субботнем номере “Времени”. Депутаты по привычке продолжат вести себя как мышки, но ведь это только начало…
Впрочем, новый ли премьер, полуновые ли министры, старые ли депутаты... Нас с вами больше интересует практический результат: что получат казахстанцы по части прорывов в собственном благосостоянии?
Здесь важную роль сыграет пакет инициатив, предложенный главой государства на съезде. Об этом еще поговорим, пока же стоит разобрать, так сказать, стартовый фон. Он - с упором на решение проблем многодетных семей, это и по отчетам казахстанских акимов, и по приоритетам российского президента, поэтому с него и начнем.
В России при рождении третьего ребенка и последующих будет выплачиваться по 450 тысяч руб­лей для погашения ипотеки (это 2,6 млн тенге по текущему курсу, далее для наглядности все будем переводить в тенге). На семьи с двумя и более детьми распространится льготная ставка по ипотеке - 6%. С 2020 года планируется повышение размера выплат за первого и второго ребенка до 1,5 года: если раньше было примерно 60 тысяч, то станет в районе 120 тысяч тенге. И это не считая материнского капитала - 2,6 млн тенге. Пособия для детей по инвалидности поднимутся до 58 тысяч тенге. Будет отменена плата за земельные участки, снижен пропорционально количеству детей налог на имущество.
Всего, по оценкам первого вице-премьер - министра финансов России Антона СИЛУАНОВА, дополнительные расходы бюджета на новые задачи составят 580-700 млрд тенге. И если пересчитать это в пропорциях нашего населения, получится 75-90 млрд тенге.
Есть с чем сравнивать наш стартовый фон, оглашенный в предсъездовских отчетах акимов. Возьмем, например, отчет акима Алматинской области Амандыка БАТТАЛОВА (см. “За матерей замолвил слово!”, “Время” от 21.2.2019 г.).
Многодетным матерям на безвозмездной основе выделяется по 1 млн тенге, которые они смогут использовать как первоначальный взнос по ипотеке “7-25-20” или как кредит для покупки дома в коттеджном городке в Талдыкоргане. Предусматривается льготное подключение к природному газу - на это выделено 500 млн тенге и еще 96 млн - на установку датчиков угарного газа. Бесплатное питание малышей из многодетных семей в детских садах и школах - это 1,3 млрд тенге. Еще сто грантов на сумму 44,3 млн тенге на поступление в высшие учебные заведения детей из малообеспеченных и многодетных семей. Наконец, бесплатный проезд для многодетных матерей в городском общественном транспорте.
Или, допустим, аким Карагандинской области Ерлан КОШАНОВ заявляет: 1 млрд тенге из областного бюджета выделяется Жилстройбанку для кредитования стоящих в очереди многодетных семей. Предусмотрены кредиты до 15 млн тенге по ставке 2% годовых. Первоначальный взнос -10%. При этом будут установлены требования к доходам: не выше полутора прожиточного минимума на одного члена семьи, то есть 44,5 тысячи тенге.
И еще 1 млрд тенге предусмотрен на жилищные сертификаты для субсидирования первоначального взноса, многодетные семьи также смогут воспользоваться этим.
Аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК пообещал своим многодетным согражданам бесплатные места в детских садах, бесплатное обучение в колледжах, бесплатный проезд в общественном транспорте, дешевое доступное жилье и так далее, хотя без оглашения бюджетов.
Навскидку мы можем оценить все акимовские обещания в 30-40 млрд тенге - меньше половины от обещанного россиянам. То есть партии и правительству (уж коли пора опять вводить в оборот это словосочетание) есть куда стремиться. Не к горизонтам коммунизма, конечно, но лозунг “догнать и перегнать” вновь становится актуальным.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть