Догнать и перегнать
Предсъездовские будни - отчеты акимов и отставка правительства - сменяются претворением в жизнь решений партии и правительства
Как раз в день, когда этот номер пошел в печать, прошел анонсированный еще в январе с целью принятия новой программы съезд партии “Нур Отан”. Что решено - “Время” расскажет, а пока немного предваряющей информации для размышления. Это и отчеты акимов, и достигшее чуть ли не революционного накала кипение в соцсетях, и “неожиданная” отставка правительства.
С сутью отставки мы с вами уже разобрались (см. “По спирали, или Загнанных лошадей взбадривают, не правда ли?”, “Время” от 23.2.2019 г.). Президент Казахстана подтолкнул ее сразу после оглашения послания своего коллеги Владимира ПУТИНА Федеральному собранию РФ. И в то же время эта отставка предварила съезд правящей партии, несущей ответственность за судьбу страны и намеренной далее сохранять свою доминирующую роль (это почти дословные цитаты из доктрины “Нур Отана”).
В результате же отставки действующего правительства принимаемая на съезде новая программа партии станет теперь не пересказом уже оглашенного главой государства или записанного в правительственных программах, а фактической программой действий уже нового, пусть во многом составленного из тех же персон правительства.
При этом заработают и заблаговременно заложенные в Конституцию поправки насчет того, что члены правительства теперь назначаются только после того, как уже согласованный с мажилисом премьер-министр консультируется по каждой кандидатуре (кроме министров обороны, иностранных и внутренних дел) с тем же мажилисом. Кроме того, и мажилис, и сенат независимо друг от друга вправе заслушивать отчеты членов правительства и принимать обращение к президенту по поводу освобождения нарушителей от должности. Наконец, мажилис вправе выносить правительству в целом вотум недоверия.
Короче, возможностей у парламента реально контролировать состав и деятельность правительства и отдельных ведомств, решись депутаты на такое, достаточно.
Так что есть большая вероятность того, что уже в ближайшей перспективе мы получим переформатированную систему власти - президентско-парламентскую, о возможности которой сообщили в субботнем номере “Времени”. Депутаты по привычке продолжат вести себя как мышки, но ведь это только начало…
Впрочем, новый ли премьер, полуновые ли министры, старые ли депутаты... Нас с вами больше интересует практический результат: что получат казахстанцы по части прорывов в собственном благосостоянии?
Здесь важную роль сыграет пакет инициатив, предложенный главой государства на съезде. Об этом еще поговорим, пока же стоит разобрать, так сказать, стартовый фон. Он - с упором на решение проблем многодетных семей, это и по отчетам казахстанских акимов, и по приоритетам российского президента, поэтому с него и начнем.
В России при рождении третьего ребенка и последующих будет выплачиваться по 450 тысяч рублей для погашения ипотеки (это 2,6 млн тенге по текущему курсу, далее для наглядности все будем переводить в тенге). На семьи с двумя и более детьми распространится льготная ставка по ипотеке - 6%. С 2020 года планируется повышение размера выплат за первого и второго ребенка до 1,5 года: если раньше было примерно 60 тысяч, то станет в районе 120 тысяч тенге. И это не считая материнского капитала - 2,6 млн тенге. Пособия для детей по инвалидности поднимутся до 58 тысяч тенге. Будет отменена плата за земельные участки, снижен пропорционально количеству детей налог на имущество.
Всего, по оценкам первого вице-премьер - министра финансов России Антона СИЛУАНОВА, дополнительные расходы бюджета на новые задачи составят 580-700 млрд тенге. И если пересчитать это в пропорциях нашего населения, получится 75-90 млрд тенге.
Есть с чем сравнивать наш стартовый фон, оглашенный в предсъездовских отчетах акимов. Возьмем, например, отчет акима Алматинской области Амандыка БАТТАЛОВА (см. “За матерей замолвил слово!”, “Время” от 21.2.2019 г.).
Многодетным матерям на безвозмездной основе выделяется по 1 млн тенге, которые они смогут использовать как первоначальный взнос по ипотеке “7-25-20” или как кредит для покупки дома в коттеджном городке в Талдыкоргане. Предусматривается льготное подключение к природному газу - на это выделено 500 млн тенге и еще 96 млн - на установку датчиков угарного газа. Бесплатное питание малышей из многодетных семей в детских садах и школах - это 1,3 млрд тенге. Еще сто грантов на сумму 44,3 млн тенге на поступление в высшие учебные заведения детей из малообеспеченных и многодетных семей. Наконец, бесплатный проезд для многодетных матерей в городском общественном транспорте.
Или, допустим, аким Карагандинской области Ерлан КОШАНОВ заявляет: 1 млрд тенге из областного бюджета выделяется Жилстройбанку для кредитования стоящих в очереди многодетных семей. Предусмотрены кредиты до 15 млн тенге по ставке 2% годовых. Первоначальный взнос -10%. При этом будут установлены требования к доходам: не выше полутора прожиточного минимума на одного члена семьи, то есть 44,5 тысячи тенге.
И еще 1 млрд тенге предусмотрен на жилищные сертификаты для субсидирования первоначального взноса, многодетные семьи также смогут воспользоваться этим.
Аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК пообещал своим многодетным согражданам бесплатные места в детских садах, бесплатное обучение в колледжах, бесплатный проезд в общественном транспорте, дешевое доступное жилье и так далее, хотя без оглашения бюджетов.
Навскидку мы можем оценить все акимовские обещания в 30-40 млрд тенге - меньше половины от обещанного россиянам. То есть партии и правительству (уж коли пора опять вводить в оборот это словосочетание) есть куда стремиться. Не к горизонтам коммунизма, конечно, но лозунг “догнать и перегнать” вновь становится актуальным.
Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы