11920

По спирали, или Загнанных лошадей взбадривают, не правда ли?

Не берусь утверждать, что правительство отправлено в отставку вследствие наших публикаций. Хотя для постоянного и вдумчивого читателя “Времени” ничего неожиданного не случилось. И вообще, при все стремительном накоплении вокруг нас и в глобальном мире ранее небывалого и непрогнозируемого, нетрудно убедиться: все на самом деле уже было. События повторяются на следующих витках одной и той же исторической колеи-спирали, и истинный их ракурс можно разглядеть, так сказать, с определенной дистанции.

По спирали, или Загнанных лошадей взбадривают, не правда ли?

...Осенью 1994 года президент неожиданно собрал правительство и предложил нам (я тогда был антимонопольщиком) подать в отставку. Вместо Сергея ТЕРЕЩЕНКО кабмин возглавил его первый зам - Акежан КАЖЕГЕЛЬДИН. Случилось это уже после бурных событий в России - противостояния Верховного совета президенту Борису ЕЛЬЦИНУ; расстрела Белого дома из танков; принятия новой Конституции РФ; создания Думы и Совета Федерации и курса на ускоренную конвертацию новоиспеченного российского рубля.
Вскоре пошло и у нас: роспуск Верховного совета, референдумы о продлении полномочий президента и принятии новой Конституции, появление двухпалатного парламента и политика “макростабилизации”, начатая реформой ЖКХ и завершившаяся конвертацией (аналогичной российской) национальной валюты Казахстана тенге.
А что мы имеем за плечами сегодня? “Тучные годы” экспортно-сырьевой экономики и непреходящую актуальность собственного индустриально-инновационного развития, запущенного президентом после мирового кризиса 2007-2008 годов, но пока - более 10 лет спустя - явно недостаточного по темпам и эффективности. Добавьте к этому не менее острую необходимость улучшения социально-экономической ситуации в стране.
Эту задачу глава государства обозначил приоритетной еще в 2015 году. Но распущенное позавчера правительство совершенно откровенно с ней не справлялось. Наоборот, в последнее время министры принялись просто соревноваться в совершении публичных ошибок и произнесении пространных речей. Видимо, стало понятно: непрофессионализм и пустословие точечными кадровыми перемещениями уже не остановить...
Однако не стоит даже и пытаться сравнивать способности прошлого и будущего правительств в реальном повышении благосостояния казахстанцев. Да, и. о. премьера Аскар МАМИН наверняка станет проводить меньше совещаний и больше заниматься делом, и это как-то повысит (по крайней мере, на первых порах) эффективность кабмина. Но в рамках той же “вывозной” экономической модели (посягать на которую, скажем честно, время еще не пришло) качественного прорыва не добиться. Посему подоплека замены правительства не экономическая, а сугубо политическая.

Тут многие продвинутые знатоки понимающе хмыкнут, возведя палец к потолку. Да, конечно, речь идет именно о смене власти - но отнюдь не в формате персональном.
По сути, главный на сегодня вопрос: как компенсировать неизбежный разрыв между Первым президентом - Лидером нации и следующим просто президентом. Поскольку личные заслуги и авторитет Нурсултана НАЗАРБАЕВА заведомо невос­производимы (в роскоши жить сколько-то лет с набирающим собственный вес новым главой государства наша страна себе позволить не может), постольку не обойтись без той или иной институализации системы президентского правления. Если хотите - переформатирование власти из персональной в корпоративную.

Некоторые считают, что таким корпоративным органом может стать Совет безопасности. Но это институт, так сказать, верхушечный, не имеющий собственного, уходящего в регионы и электоральные массы “ствола”. Нет, конечно, Совет безопасности - институт очень важный. Но только для определенного периода. После чего этот орган вернется к своему обычному функционалу - координировать-контролировать силовиков.
Немало разговоров о переходе в президентско-парламентский формат, но тут большинство склоняются к тому, что это пока неосуществимо.
Хотя... По последним конституционным новациям с парламентом должна согласовываться не только кандидатура премьера, но и всех министров.

А теперь ответьте на два вопроса. Первый: какая партия доминирует в парламенте? И второй: что будет происходить на съезде “Нур Отана”? Ожидается принятие новой программы партии. Так или иначе, 18-й форум партии власти должен наконец-то наполниться реальным содержанием. Если раньше программные документы “Нур Отана” были прак­тически пересказом уже произнесенного в президентских посланиях и записанного в программах правительства, то предстоящий съезд должен продемонстрировать сакральный “триумф воли” - именно он примет не просто политическую программу партии, а практическую программу действий нового правительства. И та же партия - уже в форме парламентской фракции - согласует кандидатуры новых-старых министров для реализации этой новой программы.

Все четко сходится. Только что отзвучало довольно сильное, направленное на решение внутренних проблем и повышение благосостояния россиян послание Федеральному собранию президента РФ Владимира ПУТИНА. Правительству и губернаторам прямым текстом сказано: не можете - уходите. На это нельзя не реагировать.
Но отправлять правительство в отставку прямо на съезде правящей партии (общественной де-юре организации, руководящие органы которой этими же министрами и акимами наполнены) не с руки. А вот так - вполне логично и даже красиво.

Пётр СВОИК, фото с сайта sputniknmews.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть