4437

Сверим часы!

На республиканском форуме молодежи в Астане молодой предприниматель Арман ТОСКАНБАЕВ, ровесник независимого Казахстана, основатель отечественного бренда “Отан патриоты”, подарил Нурсултану НАЗАР­БАЕВУ ча­сы собственной сборки и дизайна. “Будем теперь свои часы носить, швейцарские не будем”, - сказал президент. Что же это за парень, удививший главу государства?

Арман Тосканбаев не болашаковец и не сын олигарха. Он простой парень из Караганды, сумевший в семнадцать лет заработать свой первый миллион тенге. В настоящий момент Арман переехал в Алматы, руководит четырьмя предприятиями в разных сферах. Лишь одно из них дает прибыль 168 миллионов тенге в год и обеспечивает работой 33 человека.
- Я свой первый миллион зарабатывал не на спор, не для того, чтобы проверить свои возможности. Просто жизнь вынуждала. И, наверное, это самая лучшая мотивация для создания и развития бизнеса...
Арман прекрасно помнит, как в конце девяностых в его родной Караганде частенько не было света, а дома семью из четырех человек не всегда ждал сытный ужин. В старших классах жить стало полегче хотя бы потому, что Арман уже сам мог зарабатывать: чинил компьютеры, потом начал торговать ими и открыл собственную точку в одном из магазинов города. Там и заработал первый миллион.
- На что мы его потратили? На тот момент у родителей был свой небольшой бизнес, который требовал вложения денег, к тому же, как практически каждая казахстанская семья, мы прошли через период, когда приходилось выплачивать сразу несколько кредитов. Надо было выбираться из этой ситуации, поэтому и пахали все члены семьи.
После школы Арман в вуз не поступил, поскольку недобрал один балл по математике. Зато через год поехал учиться в Томск. Естественно, и там развил бурную деятельность. В частности... продавал сибирский лес.
- Моей обязанностью было приводить клиентов - хозяин цеха древесины говорил только по-китайски и не мог объясняться с покупателями. До сих пор помню, как смеялся один покупатель: “Я, русский мужик, в Сибири покупаю древесину у казаха и китайца!”
Через два года Арман бросил учебу, поскольку хотел заниматься конкретной деятельностью, и вернулся домой. С собой привез молодую жену, хакаску по национальности. За пять лет брака не разочаровался в спутнице жизни. Говорит, что его Ольга - идеальная женщина, умеющая все терпеть и одобрять любые начинания мужа: “Мой дом там, где она”.
- В Казахстане я начал работать компьютерщиком в одной хорошей компании и за несколько лет дорос до руководства ею, - рассказывает Арман. - Именно учредители компании, на­учившие меня управлять предприятием и людьми, и стали моими главными университетами. Это была потрясающая школа - намного круче любого вуза.
В какой-то момент Армана зацепила идея заняться гидропонными установками, которые позволяют в промышленном масштабе круглый год выращивать зеленую подкормку для скота. Сейчас эти установки у одного из предприятий Армана покупают фермеры соседней России и аграрии других стран ближнего зарубежья.
А в 2016 году Евразийская Группа организовала конференцию по стартапам для молодых предпринимателей страны, и в рамках этой программы Арман получил грант на поездку в Сколково и третий в мире по величине хаб стартапов, расположенный в Тель-Авиве.
- Это был настоящий взрыв мозга! - говорит Арман. - Там я окончательно понял, что в мире нет границ, что можно делать бизнес и за пределами страны. Это здорово, что Евразийская Группа и ее руководитель Александр Машкевич оказали молодым казахстанским предпринимателям такую поддержку. Просто денежный грант не принес бы настолько ощутимого результата. Я благодарен Александру Антоновичу за новые возможности, новый взгляд на бизнес. В Тель-Авив мы ездили в начале лета, так что я пока еще физически не успел реализовать появившиеся после этого идеи, но, поверьте, их много!
Как раз реализовывать идеи Арман умеет. Если он чем-то загорелся, то просто берет и делает, не слушая советов мудрых людей, не веря в мрачные прогнозы. Так было с гидропоникой, так было и с идеей производить часы с казахстанским дизайном.
- Да, многие люди мне говорили, что никто не будет покупать казахстанские часы за 90 тысяч тенге только из-за того, что у них будет отечественный дизайн, что я никогда не занимался часами и ничего не понимаю в них. А для меня важна идея - если она мне кажется интересной, то любой бизнес можно поставить на ноги.
Первые варианты отечественных часов оценивали пользователи соцсетей. Не только поставили лайки, но даже стали присылать деньги под заказ пока еще не существующей продукции!
- Конечно, наши часы не могут быть дешевыми, ведь выпускаются они небольшими сериями до 100 экземпляров. За год пять часовщиков, работающих на производстве, могут изготовить лишь четыре серии. Детали мы заказываем в Европе и Америке. Первый раз я списывался с фабриками с помощью элект­ронного переводчика, потом уже стал пользоваться услугами профессионалов, чтобы меня не сочли за сумасшедшего, пишущего маловразумительные письма. И сейчас у нас две задачи. Первая - увеличивать долю казахстанского наполнения в часах. Например, за счет тех же ремешков. Вторая - выходить на международный рынок. Что, кстати, мы уже и делаем успешно, предлагая часы в специальном дизайне для стран Персидского залива.
- А что сказала мама, когда вы ей сообщили, что подарили часы собственного производства президенту страны?
- Мама уже привыкла к тому, что я в центре событий, и, честно говоря, когда я позвонил, сказала, что в данный момент она на работе, решает проблемы и подробно рассказать об этом я смогу ей вечером. Это нормально!
Армана больше удивляет, когда соотечественники, вместо того чтобы поддержать предпринимателя, высказывают недоумение: мол, что такого особенного в этих часах, ведь они же не целиком изготавливаются в Казахстане, а собираются из заказанных в разных странах частей! Молодой бизнесмен уверен, что большое дело начинается с первого шага и главное - сделать его.
- Казахстанцы избалованы тем, что у нас в стране много масштабных компаний, и если нет полного цикла или крупного производства, то это уже не считается серьезным бизнесом. Но вот у меня не было ни родственников, которые бы тащили меня в бизнес, ни больших денег, чтобы начать сразу с крупного предприятия. И что, неужели мне нужно было оставить мечты о собственном бизнесе?!
Век глобализации - это возможности, для которых не существует границ, что и доказывает своей небольшой, но яркой биографией молодой бизнесмен.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Арманом ТОСКАНБАЕВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее