Зона притяжения
Журналистам показали, как сейчас работает свободная экономическая зона “Хоргос - Восточные ворота”.
Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На новенькую, построенную всего четыре года назад станцию Алтынколь мы прибыли рано утром в пятницу. Здесь нас уже ждали. Это первое звено в цепочке объектов свободной экономической зоны (СЭЗ) “Хоргос - Восточные ворота” - одного из двух проектов, которые АО “НК “Ќазаќстан темiр жолы” реализует на границе с Китаем. Международный центр приграничного сотрудничества “Хоргос” многие казахстанцы уже оценили, а вот СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота”, которая должна стать не только крупнейшим дистрибуционным центром мирового уровня, но и местом, где будут сосредоточены самые разнообразные промышленные производства, только набирает обороты. Сердце этого проекта - “Сухой порт”, первый наземный порт в Казахстане. Это, без преувеличения, место, где восток встречается с западом. Сюда по более узкой (распространенной в Азии и Европе) колее прибывают поезда из Китая, и их переставляют на более широкие (характерные для стран бывшего Союза) рельсы, по которым составы и идут дальше.
- Мы находимся на том самом месте, на котором останавливаются все китайские поезда, - рассказал генеральный директор ТОО “Khorgos-Gateway” Карл ГЕЙСЕН. - И именно вокруг него было построено все остальное. Этот терминал работает больше года, и мы можем говорить о первых результатах: каждый день мы встречаем от одного до трех поездов, с момента старта проекта мы перегрузили более 70 000 контейнеров, а к 2020 году эта цифра возрастет до 540 тысяч. Это сделает Казахстан одним из главных игроков на логистической карте мира.
Пока мы разговариваем, на территории порта не прекращается работа: огромные суперсовременные краны, подхватывают как пушинки, контейнеры и перегружают их с одной колеи на другую. За сутки здесь могут переработать до тысячи вагонов. Весь процесс от прибытия состава на станцию Алтынколь, осмотра вагонов, перегрузки и его отправления занимает 3 часа 55 минут. Это минимальное время, которого удалось добиться благодаря слаженной работе всех сотрудников. Сюда приходят поезда из Южной Кореи, Японии, Малайзии, Индонезии и даже Австралии. Но, конечно, в основном здесь занимаются грузами из Китая. Отсюда поезда отправляются в Среднюю Азию, Европу, Туркменистан, Иран и другие страны Персидского залива, часть из них доходит до порта Актау, а дальше на специальных паромах - в Турцию. Все специалисты признают: будущее именно за железнодорожными перевозками. Сравните сами: если доставлять грузы в Европу из порта Ляньюньган, в который приходят контейнеры из Южной Кореи и Японии, поездом, идущим через Казахстан, уйдет 13-15 дней, морским транспортом - до шестидесяти. Пока “Сухой порт” работает не на полную мощность, но все еще впереди.
- Несмотря на то что в мире произошел спад товарооборота, а соответственно, и грузовых перевозок, мы фиксируем увеличение контейнерных перевозок, - пояснил президент АО “KTZ EXPRESS” Диас ИСКАКОВ. - Мы постоянно работаем с нашими партнерами из Китая: если в 2011 году транзитом через нашу страну было перевезено 1100 контейнеров, в этом цифра должна возрасти почти до 95 000 тысяч. Сами китайские железные дороги начали переориентацию перевозок и планируют перенаправить через Казахстан до пяти тысяч поездов.
Трудно поверить в то, что всего несколько лет назад на этом месте была голая степь да песчаные барханы. Сейчас оно привлекает и казахстанских предпринимателей, и иностранных инвесторов, которые проявляют огромных интерес к этому проекту. Здесь уже вырос уютный поселок, в котором живут 2100 человек, построены школа и детский сад, есть магазины и культурный центр - в общем, все необходимое для жизни. И, похоже, это только начало. СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота” - это не только “Сухой порт”, это 224 гектара логистической зоны (здесь могут храниться и консолидироваться грузы) и 225 гектаров, отведенных под индустриальную зону - на этом месте в самое ближайшее время появятся предприятия по производству и переработке пищевых продуктов, текстильные и химические производства. Уже заключено несколько контрактов, и инвесторы готовы начать строительство. Зашла речь и о центре приграничной торговли “Хоргос”. Главной проблемой этой зоны по-прежнему остаются очереди, но президент МЦПС “Хоргос” Кахарман ДЖАЗИН пообещал, что она будет решена в самое ближайшее время. Появится система единой платежной карты для посетителей центра, будет усовершенствован прием багажа. Кроме этого на казахстанской стороне в самое ближайшее время откроется несколько новых торговых центров, в дальнейшем будет возведен город мастеров, в котором будут работать казахстанские ремесленники и даже (такой вариант тоже рассматривают) Диснейленд. Так что приграничная с Китаем зона должна стать настоящим центром притяжения не только для инвесторов, но и для простых казахстанцев.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматинская область