1105

Оптом - дешевле

Казахстан может полностью отказаться от производства бензина марки АИ-80. По информации Министерства энергетики, это связано с требованиями технического регламента Таможенного союза: срок перехода нашей страны на реализацию продуктов, соответствующих стандарту Евро-4, назначен на 1 января 2016 года. 

Дефицит АИ-80 назревает уже сейчас. Дело в том, что объемы производства бензина этой марки были снижены из-за проведения с 10 сентября по 20 октября плановых ремонтных работ на Павлодарском нефтехимическом заводе - в это время основная нагрузка по производству АИ-80 легла на Шымкентский нефтеперерабатывающий завод. Кроме того, Атырауский нефтеперерабатывающий завод принял решение полностью снять этот вид бензина с производства, отдав приоритет высокооктановому бензину. Сейчас ПНХЗ снова наращивает объемы производства АИ-80 и выходит на установленный производственный уровень, но этого недостаточно. Впрочем, весь мир постепенно отказывается от использования АИ-80, и Казахстан в скором времени тоже к этому придет.
Сейчас для нашей страны более актуален вопрос с бензином марок АИ-92 и АИ-93, вернее, с ценами на этот вид ГСМ. Как известно, в начале сентября этого года правительство отказалось от государственного регулирования цен на эти марки бензина, чтобы избежать дефицита.
Объявляя о принятом решении, первый заместитель премьер-министра Бакытжан САГИНТАЕВ не смог сказать, насколько подорожает самый востребованный автомобилистами бензин, однако предположил, что вначале будет всплеск, а затем ситуация выровняется. Так и случилось: автозаправочные станции на радостях взвинтили цены до 130 тенге за литр. Аналитики делали самые мрачные прогнозы, предрекая хаос на рынке, но на сегодняшний день розничные цены остались на прежнем уровне. А оптовые поставщики даже снизили стоимость бензина - разница между октябрьскими и ноябрьскими ценами составляет почти 4 процента.
В прессе и социальных сетях сейчас гуляет множество экспертных мнений на тему цен на бензин, но некоторые из них, мягко говоря, несостоятельны. Возьмем, к примеру, информацию о том, что решение правительства было пролоббировано недропользователями, оптовыми поставщиками и многочисленными посредниками, сделавшими на этом миллионы. Во-первых, оптовая цена бензина формируется следующим образом: 61 процент составляет цена недропользователя, 22 процента - стоимость переработки нефти, 16 процентов - всевозможные налоги. Итого 99 процентов. И только оставшийся 1 процент - это доход оптового поставщика. Во-вторых, вопреки расхожему мнению, посредников не так уж много: их количество жестко регламентировано Законом “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов”. Согласно этому документу на НПЗ может поступить только нефть, купленная непосредственно у недропользователя, а реализация нефтепродуктов, полученных в результате переработки, производится в одни руки, то есть одному оптовому поставщику.
Что касается мнения о полном отсутствии контроля в этой сфере (мол, что хотят, то творят), то у государства, несмотря на переход к рыночному формированию цен на бензин, все же остались кое-какие рычаги управления. Например, крупные оптовые поставщики, как правило, включены в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение. Соответственно, уполномоченные государственные органы осуществляют мониторинг и анализ их деятельности с целью предупреждения или устранения фактов злоупотребления своим положением. Фактически существует весьма эффективный механизм контроля над ценообразованием: крупным игрокам нефтегазового рынка попросту выставлен запрет на установление или поддержание монопольно высокой или, наоборот, низкой цены.
В этом, кстати, и есть преимущество крупных компаний перед мелкими - их намного проще “держать в узде”. К тому же более мощные субъекты рынка выполняют ряд социальных обязательств перед государством, к примеру, поставляют топливо для сельскохозяйственных производителей, объектов социальной инфраструктуры. Не стоит забывать и о таком важном в кризисный период моменте, как сохранение рабочих мест: поставка черного золота на внутренний рынок позволяет недропользователям сохранять темпы добычи, избегая сокращения производства и штата сотрудников. А ведь в конечном счете все делается именно для людей...

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

После зимы снова поплывём? Зона риска
После зимы снова поплывём?

Весенний паводок этого года ярко продемонстрировал, что к природным катаклизмам дешевле готовиться заранее. Все лето в регионах Акмолинской области, подтоп­ленных весной, строили новое жилье, укрепляли дамбы и ремонтировали водопропускные сооружения. 

21