Под разными парусами
Десять дней назад в нашей газете было опубликовано интервью с руководителем Казахстанского института стратегических исследований при президенте Булатом СУЛТАНОВЫМ, предложившим вернуться к идее объединения и координации усилий стран Центральной Азии во внешнеполитических отношениях по примеру “Вышеградской четверки” (см. “Надо дружить квартетом”, “Время” от 26.4.2014 г.). По его словам, если Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия будут выступать с единых позиций по актуальным вопросам субрегиональной политики, это только принесет им пользу. Правда, эксперт не уверен, что правящие элиты в нашем регионе способны забыть старые обиды и сделать шаг навстречу друг другу.
Сегодня по нашей просьбе вероятность такой интеграции оценивают политологи Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
Четыре соседних государства со схожими языками, обычаями и традициями, увы, отдаляются друг от друга с каждым годом: приграничные конфликты, разборки из-за воды, минирование горных перевалов делают свое грязное дело. При этом республики Центральной Азии не могут не сотрудничать - есть взаимные интересы в экономике, общие проблемы и угрозы в виде терроризма и наркотрафика. Так почему же отношения не улучшаются, а только портятся?
По мнению политолога из Узбекистана Арустана ЖОЛДАСОВА (на верхнем снимке), есть несколько причин, из-за чего буксуют интеграционные процессы.
- Главная преграда объединению - слабая, недостаточная внутренняя интеграция и сплоченность в каждом из четырех государств и тяготение некоторых провинций к соседним странам, а это угроза развала республик по украинскому сценарию, - полагает эксперт. - Второй важный момент - сопротивление интеграционному процессу нашей “четверки” внешних соседних игроков: Ирана, России, Китая, которым невыгодно это объединение, поскольку они видят государства Центральной Азии под своим “зонтиком”.
Но при этом другие державы, отмечает эксперт, хотели бы усилить интеграцию в Центральной Азии.
- Интересно, что инициаторами объединения и инфраструктурных проектов в регионе (дороги, электроэнергия, вода и т.п.), которые могут стать основой такого объединения, являются далекие от региона игроки - США, страны Европы, Япония, которые заинтересованы в появлении в ЦА сильной коалиции государств, с тем чтобы те не плясали под музыку соседей - России, Китая, Ирана. И тут уже каждый должен выбрать, с кем ему по пути, - считает Арустан Жолдасов.
Политолог из Таджикистана Сухроб ШАРИПОВ (на снимке) перечисляет свои факторы, мешающие региональной интеграции:
- После обретения независимости политические элиты наших стран не были готовы к интеграции, ибо каждая страна имела свои проблемы внутриполитического характера. Таджикистан в 90-е годы был охвачен гражданской войной. Узбекистан боялся расширения этого конфликта и ограничивался гуманитарной помощью, при этом наглухо закрыв свои границы. В Кыргызстане несколько раз менялся политический режим. Казахстан разрабатывал свои стратегические планы развития. При всем при этом конкуренция за лидерство в регионе между Узбекистаном и Казахстаном, амбиции и недоверие элит не позволили создать хоть одну более или менее работающую организацию. Необходимо помнить и о России, которая в принципе не была согласна с тем, чтобы без ее присутствия создавались какие-то структуры в регионе. То есть целый комплекс проблем ограничивал возможность появления интеграционных институтов в Центральной Азии.
Означает ли это, что дальнейшие разговоры о сближении и выработке единой позиции по наиболее важным вопросам бесперспективны? Эксперт из Таджикистана считает, что объединение стран возможно, но только в другом виде.
- Сегодня господствует такая парадигма, что интеграция реальна в контексте Таможенного союза или Евразийского экономического пространства либо Евразийского союза, - говорит Сухроб Шарипов. - Поэтому идеи, которые предлагал президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ, реализуются, но в роли двигателя выступает Россия.
А политолог из Киргизии Марс САРИЕВ (на снимке) считает, что ускорить интеграционные процессы в регионе, несмотря на низкий уровень доверия между правящими элитами, могут события, происходящие сегодня на Украине:
- Как показали последние события в этой стране, особенно в Крыму и на юго-востоке, Россия активно использует там свое влияние и рычаги для решения своих задач. Еще раньше Кремль продемонстрировал это в Абхазии и Северной Осетии. И, насколько я знаю, некоторые политические элиты Казахстана обеспокоены этими фактами. Настороженность испытывают и некоторые политики в Кыргызстане, тем более что для граждан нашей страны Россия ввела упрощенный механизм получения своего гражданства. Я не скажу точную цифру, но многие трудовые мигранты из Кыргызстана получают российские паспорта, чтобы легче было устроиться на работу. В Узбекистане ситуация немного другая: Ташкент все-таки старается балансировать между мировыми державами. Однако и там понимают, что ситуация в мире слишком нестабильна, поэтому лучше заручиться поддержкой соседей.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы