3574

Компания высокого полёта

Сферу гражданской авиации сегодня не критиковал разве что ленивый. Объективным обоснованием тому является многострадальный “черный список”, в который Евросоюз включил более 30 казахстанских авиакомпаний, не соответствующих мировым стандартам качества и безопасности. Избежать участи быть под “черной меткой” удалось авиакомпании “Эйр Астана”. На вопрос, каким образом, в ходе пресс-конференции в Астане ответил управляющий директор АО “Самрук-Казына” Нуржан БАЙДАУЛЕТОВ (на снимке).

Казахстанцы сегодня хотят летать не только быстро и безопасно, но и с комфортом. Поэтому “Эйр Астана” уделяет огромное внимание вопросам сервиса. Так, с 1 июня этого года на некоторых рейсах авиакомпании начали работать так называемые линейные коуч-консультанты. Они одеты в форму бортпроводников, но не входят в бригады. Их обязанность - наблюдать за работой экипажа, проводить выборочный опрос пассажиров и оценивать все параметры сервиса: питание, чистота в салонах, общение бортпроводников с пассажирами. Как отметил Байдаулетов, эти консультанты выбраны из числа опытнейших проводников, проходят очень серьезный отбор и работают непрерывно по десять и более дней, пересаживаясь с рейса на рейс, независимо от того, внут­ренний он или международный. 
- Их задача - искать новые пути, давать рекомендации по улучшению сервиса. На сегодняшний день они являются ушами и глазами нашей компании. Авиакомпании надо постоянно улучшать свой сервис, потому что она работает по лучшим мировым стандартам, - подчеркнул Байдаулетов. 
В понятие “сервис” входит также обязательное информирование пассажиров о задержках авиарейсов. Как отметил Нуржан Байдаулетов, задержки рейсов всегда были и будут у всех авиакомпаний мира, даже у признанных флагманов мировой авиации. Объясняются они зачастую необходимостью обеспечить безопасность пассажиров в соответствии с между­народными требованиями, а “Эйр Астана” никогда не идет на компромисс в вопросах безопасности. Важно также учитывать и такие факторы, как погодные условия, не всегда корректное поведение пассажиров во время подготовки к полету, сложности с наземной инфраструктурой, что является зоной ответственности аэропортов. Как отметил Байдау­летов, несмотря на имеющиеся задержки авиарейсов, показатель пунктуальности “Эйр Астаны” близок к мировому и составляет 85,6 процента. Тогда как у европейских авиаперевозчиков этот показатель равен 83,03 процента, а у американских - 78,46. Вместе с тем, продолжил управляющий директор, фонд “Самрук-Казына” считает необходимым улучшить работу по разъяснению причин задержек рейсов и своевременному оповещению пассажиров. 
- Понимая и учитывая все факторы, влияющие на пунктуальность авиаперевозчика, фонд тем не менее добивается от АО “Эйр Астана” большей организованности в этом вопросе. Ведь именно необходимость порой многочасового ожидания самолета в аэро­портах вызывает наибольшее раздражение клиентов компании, - считает Байдаулетов.
К слову, задержки рейсов могут происходить в том числе из-за неадекватного поведения пассажиров! Нуржан Талипович привел статистику: только за первое полугодие этого года зарегистрирован 141 случай деструктивного поведения клиентов компании. Из них 105 случаев произошли непосредственно в полете. Среди правонарушений - курение на борту самолета, а также устное оскорбление бортпроводников или пассажиров. По словам управляющего директора, некоторые граждане даже отказываются подчиниться инструкции. Были даже случаи, когда пассажиры пытались пройти в кабину пилота и угрожали физической расправой персоналу и пассажирам самолета.
Но многие проблемы решаемы, если компанию представляет сильный, высококвалифицированный персонал. Как рассказал Нуржан Байдаулетов, в “Эйр Астане” сегодня работает более 4 тысяч опытных казахстанских и иностранных сотрудников. Столк-нувшись в 2008 году с дефицитом квалифицированных пилотов в Казахстане, “Эйр Астана” запустила программу первоначальной подготовки пилотов Ab-initio. Сегодня уже 86 выпускников приступили к работе в компании в качестве вторых пилотов. Как отметил Байдаулетов, благодаря подготовке пилотов по программе Ab-initio количество иностранных воздушных асов уменьшается. Сейчас в компании работают 74 иностранных пилота, для сравнения - в 2012-м их было 108.
Кроме того, в 2011 году совместно с Академией гражданской авиации был запущен экспериментальный проект по подготовке авиационных механиков из числа студентов, обучающихся на инженерных специальностях. “Эйр Астана” планирует также содействовать Академии гражданской авиации в получении лицензии EASA Part 147 (европейское требование к организации, выполняющей обучение и подготовку авиационных специалистов). По словам управляющего директора, “Эйр Астана” продолжает сотрудничать с ведущими казахстанскими вузами. Так, в 2013 году производственную практику прошли 98 студентов, из них 24 устроились на работу в “Эйр Астану”. 
Данный авиаперевозчик остается одним из самых крупных налогоплательщиков страны. Так, по словам Байдаулетова, за все годы своей работы авиакомпания выплатила в госбюджет порядка 40 миллиардов тенге. Он напомнил, что при создании компании правительство Казахстана инвестировало 8,5 миллиона долларов. Однако эти затраты уже окупились с лихвой. Так, в 2006-2012 годах “Эйр Астана” выплатила около 7 миллиардов тенге в виде дивидендов казахстанской стороне, около шести с половиной миллиардов тенге - британскому акционеру 
BAE SYSTEMS. 
- Таким образом, окупив затраты на создание, АО “Эйр Астана” в настоящее время приносит прибыль государству и, находясь в управлении фонда, является динамично развивающейся авиа-компанией, стоимость которой будет ежегодно расти, - уверен Байдаулетов.
Он также сообщил, что по итогам 2013 года доходы “Эйр Астаны” составят 143,8 миллиарда тенге и вырастут на 10 процентов по сравнению с 2012 годом. Однако чистая прибыль авиакомпании в этом году прогнозируется на уровне 7,5 миллиарда тенге против 9,1 миллиарда в прошлом году. Как объяснил управляющий директор, снижение прибыли на 18 процентов обусловлено тем, что темпы роста дохода замедлились, а расходы увеличились, в частности из-за приобретения шести новых воздушных судов.
- Когда АО “Эйр Астана” только начало свою деятельность в 2002 году, его доходы составляли 3,6 миллиарда тенге, компания имела чистый убыток в размере 769 миллионов тенге. Положительная динамика очевидна, - отметил Нуржан Талипович.
Он сообщил, что в 2002 году в парке воздушных судов “Эйр Астаны” было всего лишь три судна, а сегодня - 29, десять из которых находятся в собственности компании. По словам Байдаулетова, к 2020 году планируется, что парк самолетов составит более 40 единиц, причем почти половина из них будет находиться в собственности авиаперевозчика.
И еще одна приятная новость. Как отметил Нуржан Талипович, в ближайшее время билеты на рейсы “Эйр Астаны” дорожать не будут. 
- У нас нет никакого повода сегодня обращаться в антимонопольное агентство с просьбой повышения тарифов на внутренние и международные рейсы. Я не вижу такой конъюнктуры рынка, чтобы в ближайшие год-два росли тарифы, - отметил Байдаулетов.
По его словам, тарифы на билеты в первую очередь зависят от цен на керосин, который в стоимости тарифа занимает 30-40 процентов. Если керосин подорожает на 20 процентов, то авиаперевозчику надо будет повышать стоимость билетов на 6-8 процентов. Но пока, заметил Байдаулетов, такого скачка не предвидится, так как цены на нефть держатся приблизительно в одном коридоре. 
Управляющий директор “Сам-рук-Казыны” привел любопытный факт: из Москвы россияне, особенно обеспеченные, хотят летать “Эйр Астаной”, несмотря на то, что у того же “Трансаэро” цены на билеты немного ниже. 
- Причина - пассажиры знают, что самолеты “Эйр Астаны” новее, сервис выше, поэтому люди не боятся за свою безопасность, -заключил Байдаулетов.

Лэйла БАСАРОВА,  фото предоставлено АО “Самрук-Казына”, Астана

Поделиться
Класснуть