5748

Расслабляться нельзя

Козы-Корпеш ДЖАНБУРЧИН: “Если казахи и должны иметь больше прав, так это касается только права быть умнее, честнее, деловитее”. 

Правительство республики, как уже сообщалось на этой неделе, внесло коррективы в организацию деятельности 
по противодействию терроризму. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что бороться с терроризмом власти намерены не только пропагандистскими и силовыми мерами, но и путемоздоровления социально-экономической ситуациив регионах, выравнивания уровня их развития, а также ликвидацией безработицы, сокращением маргинализации населения. Какова сейчас обстановка в стране? Почему Пограничную службу КНБ сотрясают скандалы, а полицейские сами становятся участниками преступлений? Об этом в интервью корреспонденту “Время” рассказал заместитель секретаря Совета безопасности страны - заведующий секретариатом Совбеза Козы-Корпеш ДЖАНБУРЧИН (на левом снимке).

- Козы-Корпеш Есимович, недавно в Астане осудили шесть террористов, планировавших взорвать новый оперный театр и ряд других объектов. Общество в страхе: сколько еще таких радикально настроенных скрывается?
- Оснований для панических настроений нет. Каких-то крупных, опасных террористических группировок в Казахстане не существует. Есть, конечно, отдельные лица, которые не удовлетворены своим социальным положением, обижены на власть, в том числе из-за того, что кто-то из их родственников осужден. Есть убежденные носители экстремистских идей, которых не устраивает светский характер нашего государства, да и просто психически нездоровые люди. Не исключено, что некоторые из них вынашивают террористические замыслы. Но в целом ситуация под конт­ролем. Наши спецслужбы владеют всеми необходимыми средствами, которые позволяют выявить и нейтрализовать террористов. Но расслаб­ляться, конечно, нельзя.
- А какова ситуация с экстремизмом?
- Экстремизм бывает разных видов. Политические экстремисты пытаются расшатать внутриполитическую ситуацию в Казахстане, в том числе используя имеющиеся трудовые конфликты и споры. Законопослушные граждане, иногда сами того не подозревая, становятся марионетками в руках экстремистов, которые начинают манипулировать ими. Такую ситуацию мы наблюдали на западе республики, когда трудовые конфликты пытались перевести в прямое противостояние с властью. Но политический экстремизм не так опасен, потому что Казахстан благодаря политике президента стал сильным, стабильным государством, особенно на фоне социально-экономических потрясений в других странах.
Гораздо больше нас тревожит религиозный экстремизм. В 90-х годах прошлого столетия в Казахстане было очень либеральное религиозное законодательство. Процессы в этой сфере происходили практически бесконтрольно. Общество не знало, что творится за стенами культовых заведений, каково содержание религиозной литературы. Часть молодых людей в силу своей социальной неустроенности, недостатка знаний, отсутствия культурных и духовных отдушин ушла в религию. Молельные места, особенно в провинции, стали единственным местом, где человек мог найти понимание. Этим стали пользоваться “ловцы человеческих душ”, которые умело заманивали в свои сети несозревшие умы и сердца. Сегодня мы пожинаем плоды той “вседозволенности”.
По результатам проверок в 2010 году прошло заседание Совета безопасности. Мы пришли к выводу, что религиозную ситуацию в стране практически никто не отслеживал. Появилось множество различных сект, псевдорелигиозных объединений и мессий, усилились попытки влияния на религиозную ситуацию извне. Среди священнослужителей, особенно имамов, как выяснилось, было немало малограмотных в религиозном отношении людей, отдельные из них были просто шарлатанами.
После анализа ситуации были внесены серьезные коррективы в законодательство, в 2011 году создано Агентство по делам религий с территориальными подразделениями, стала меняться к лучшему и работа Духовного управления мусульман Казахстана, была проведена перерегистрация всех религиозных объединений. Более активной стала деятельность государства в информационном пространстве. Наши граждане не должны забывать, что Казахстан - это светское государство.
Помимо работы внутри страны мы внимательно отслеживаем ситуацию в других государствах, чтобы упредить возможные угрозы. Нельзя забывать, что в военных действиях в Афганистане, Пакистане, Сирии участвуют и казах­станцы, получая боевой, диверсионный опыт. И нами делается все необходимое для того, чтобы эти люди не пошатнули безопасность нашего общества, не нанесли вред нашим гражданам.
- Пограничная служба КНБ в этом году проходит внеочередную аттестацию. И в этом же году произошли громкие коррупционные скандалы с высокопоставленными сотрудниками Погранслужбы Абдыразаком ИЛЬЯСОВЫМ, Алимом ХАСЕНОВЫМ. Совет безопасности как-то реагирует на это?
- Аттестация в Пограничной службе КНБ началась по прямому поручению Нурсултана НАЗАРБАЕВА. Повышенное внимание к ситуации в этой силовой структуре появилось после ряда резонансных преступлений, и прежде всего - дела ЧЕЛАХА. По указанию главы государства инспекция Совета безопасности проверила ситуацию в Пограничной службе и обнаружила удручающую картину. То, что стали известны преступления, которые вы привели в качестве примера, как раз следствие того, что внимание к Погранслужбе усилилось. Раньше это была закрытая структура, которая “варилась” сама по себе.
Аттестация показала, что среди ее сотрудников очень много случайных людей. По ее результатам значительное количество сотрудников Погранслужбы КНБ определено как не соответствующие занимаемым должностям.
Замечу, что уже прошли проверку “на профпригодность” руководящий и средний составы. Завершается аттестация в нижнем звене, после чего она начнется в региональных управлениях. Таким образом, внеочередная аттестация затронет всех пограничников, кроме солдат, проходящих срочную военную службу на границе.
- А какова ситуация в правоохранительных органах? Можно поставить под сомнение смысл аттестации, поскольку именно после ее проведения произошли громкие ЧП с полицейскими “в главных ролях”...
- Некоторые воспринимают прошедшую аттестацию в правоохранительных органах как избавление от неугодных сотрудников. Возможно, в каких-то случаях это имело место быть. Но в целом аттестация привела полицейских в тонус. Они поняли, что их деятельность не бесконтрольна. Одна из проблем в правоохранительной среде - это рост числа совершаемых преступлений. Государство делает многое, чтобы стимулировать полицейских в полном объеме выполнять свои обязанности: им значительно повысили зарплату, приняли меры для материально-технического оснащения, в регионах ситуацию в правоохранительных сфере сделали одним из важных показателей оценки деятельности местных органов власти. На состояние преступности влияет более двухсот факторов, и лишь небольшая доля имеет прямое отношение к задачам правоохранительных органов. Это касается оперативно-розыскной деятельности, контроля за ОПГ, контроля за лицами, состоящими на оперативном и профилактическом учетах, ранее судимыми, а также профилактики правонарушений.
- Ну и последний вопрос. Как решаются вопросы безопасности, связанные с интеграционными процессами в Таможенном союзе?
- Реализация всех замыслов, связанных с Таможенным союзом, осуществляется на основании договоров. Глупо опасаться возрождения Советского Союза. В интеграционных процессах есть лишь экономические угрозы, если при формировании единой законодательной базы казахстанская сторона не защитит свои интересы. Но в переговорном процессе Казахстан сейчас корректирует многие документы, достаточно грамотно отстаивая свои позиции. Казахстан никогда не допустит потери независимости.
Меня больше беспокоит мнение сограждан, считающих, что казахи должны иметь больше привилегий в нашей стране только потому, что родились казахами. Такие заявления чреваты серьезными негативными последствиями. Если казахи и должны иметь больше прав, так это касается только права быть умнее, честнее, деловитее. Мне бы хотелось, чтобы казахи как титульная нация способствовали тому, чтобы люди мечтали жить в Казахстане, считали за честь работать с казахстанскими бизнесменами.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана

07.09.2013

Поделиться
Класснуть