1168

Поколение активистов

Зумеров считают глупыми и зависимыми от интернета. Почему именно они изменят мир к лучшему?

Поколение активистов

Зумеры (или поколение Z, или же “зеты”), то есть люди, родившиеся с середины 1990-х и в начале 2010-х годов, - это те, кто уже не так сильно разграничивает мир интернета и физическую реальность. Иногда зумеров называют родившимися со смартфоном в руке. И хотя в действительности большинство из них получают собственные гаджеты только в 12 лет, считается, что интернет сильно меняет их: новому поколению приписывают неумение фокусироваться, склонность к стрессу, апатичность и безынициативность. Что из этого правда? Давайте разберемся.

По мнению председателя кафедры психотерапии и связанных с психическим здоровьем профессий университета Хофстра (Hofstra University) в США Джейми МИТУС, поколение Z сталкивается с самыми серьезными последствиями так называемого iDisorder - относительно нового расстройства. Оно заключается в том, что способность мозга обрабатывать информацию меняется из-за интернета. Правда, речь идет не об умеренном, а о бесконтрольном и компульсивном использовании сети, риск развития которого увеличивается, если ребенок рано получает доступ к гаджетам.

- Когда ты получаешь девайс в возрасте пяти лет, у тебя еще не развита способность регулировать (потребление информации), - отмечает Джейми Митус.

Боязнь упущенной возможности (fear of missing out, FoMO) - еще одна проблема, которую связывают с увлечением молодежи соцсетями. Оксфордский словарь описывает это состояние как волнение из-за того, что где-то в другом месте происходит интерес­ное или увлекательное событие. С этим неприятным ощущением зумеры и их предшественники-миллениалы (люди, родившиеся с начала 80-х до середины 90-х годов) знакомы не понаслышке. Так, специалисты из индонезийского университета Таруманагара (Tarumanagara University) выявили прямую связь между боязнью упущенной возможности у зумеров и чрезмерным использованием смартфонов.

Сами подростки, впрочем, осознают неоднозначную роль интернета во влиянии на их ментальное здоровье, что показывают результаты опроса поколения Z, проведенного Исследовательским центром Пью в Вашингтоне (Pew Research Center).

Согласно исследованию компании Global Web Index, большинство представителей поколения Z проводят онлайн хотя бы один час каждый день. При этом общее экранное время, которое они тратят ежедневно на потребление контента с разных платформ - смартфонов, планшетов, ноутбуков, телевидения, - оценивается во внушительные восемь часов.

- Поколение Z - истинные туземцы цифрового мира. Они процветают в этой обстановке, но также показывают признаки зависимости от нее. 69 процентов из них чувствуют дискомфорт после того, как они не получали доступ к интернету более восьми часов, а 27 процентов могут прожить без него лишь час, - заявил соос­нователь исследовательской и консалтинговой компании “Центр динамики поколений” (The Center for Generational Kinetics) Джейсон ДОРСИ, цитируя исследование своей организации.

Такое тесное взаимодействие зумеров с миром технологий с раннего возраста привело к изменению восприятия виртуальной сферы: в отличие от старших поколений у “зетов” цифровая и аналоговая реальности почти не разграничены, а представляют единое целое.

- Если говорить о поколении Z и технологиях, здесь почти нет разделения. Я даже не знаю, считают ли зумеры это технологиями. Они просто воспринимают технологии как есть. Технологии попросту прочно укоренились в их ежеминутных действиях, - рассуждает вице-президент компании по маркетинговым исследованиям PSB Джек МАККЕНЗИ.

Аналогичной точки зрения придерживаются специалисты из университета штата Аризоны. Они выяснили, в частности, что многие зумеры не проводят грань между офлайн- и онлайн-общением в отличие от представителей предыдущих поколений.

Совмещать непрекращающийся интернет-серфинг с насущными делами зумерам помогает многозадачность, которая выражается в способности одно­временно пользоваться гаджетом (возможно, и не одним) и заниматься делом в аналоговом мире.

Однако многозадачность вкупе с обилием потребляемой информации создает нагрузку на нервную систему, что также связывают с нарушением контроля внимания. Поколению Z свойственно поверхностное считывание контента ради экономии времени. При потреблении информации их внимание фокусируется на ярких заголовках и визуальных образах, отметили исследователи из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Асия БУХАРБАЕВА и Людмила СЕРГЕЕВА в статье о клиповом мышлении.

- С учетом развития диджитал-технологий молодежь потребляет большое количество контента, информационный поток обширен и трудно поддается контролю, становится сложно отбирать информацию и формировать критическое отношение к ней. Поколение Z сознательно блокирует информационные потоки, абстрагируясь, будто не замечая их, учится избирательно их потреблять, - утверждают специалисты РАНХиГС.

У клипового мышления есть преимущества (например, возможность быстро ориентироваться в информационном потоке, защита мозга от перегрузки), но недостатки значительны: к ним причисляют проблемы с восприятием больших объемов данных, усвоением нового материала, а также подверженность манипуляциям из-за неспособности воспринимать информацию критически.

Но хотя клиповое мышление, проблемы с концентрацией внимания и другие нелестные характеристики стали излюбленными чертами для описания зумеров в медиа, психолог и доцент МГМУ имени Сеченова Наталья БОГАЧЕВА относится к ним скептически. Специалист считает, что характеристики, обычно приписываемые поколению нынешних подростков, не являются ключевыми свойствами этого поколения.

Комментируя, в частности, мнение о том, что подросткам присущи проблемы с концентрацией внимания, она подчеркнула: исследования внимания и мышления, проводимые на школьниках и дошкольниках, не показывают ничего необычного и большинство детей демонстрируют средние результаты. А проверка наличия клипового мышления, по мнению Богачевой, затруднена, поскольку существуют сложности с пониманием того, что конкретно этот термин в себя включает. Помимо этого она подчеркнула, что приписываемая молодежи цифровая многозадачность на самом деле является скорее свойством эпохи, а не нового поколения.

Очень часто можно услышать довод о том, что у современных детей отсутствуют навыки критического мышления. Но у нас нет данных о том, насколько у подростков полвека назад было развито критическое мышление.

- Вообще, это старое опасение - есть работа 1977 года про студентов, там подсчитали, что только 20 процентов из них обладают навыками критического мышления. И неудивительно: это сложный навык, который никогда не являлся всеобщим достоянием, - отмечает Наталья Богачева.

Сотрудники Центра Пью утверж­дают, что представители поколения Z, как и миллениалы, более склонны беспокоиться из-за публикаций об изменении климата и о проблемах экологии. Их родителям, а также бабушкам и дедушкам настолько сильная озабоченность экологической обстановкой несвойственна.

Джейсон Дорси из Центра динамики поколений также уверен, что поколение Z жаждет позитивно влиять на окружающую реальность. Согласно опросу центра, технологии, такие как искусственный интеллект, по мнению большинства зумеров, способны изменить мир к лучшему. Интернет, как они считают, способен сблизить человечество.

Многие подростки, как следует из результатов опроса Центра Пью, по большей части верят, что соцсети помогают им укреплять дружбу и положительно влияют на разные аспекты их жизни. Благодаря соцсетям они чувствуют себя более сопричастными к жизни друзей.

У зумеров крайне хорошо развито самосознание, отмечает представитель компании - производителя техники HP Тодд ХОРВИЦ. Он указывает, что “зеты”, считая технологии поборниками позитивных перемен, осознают, что достижения прогресса при чрезмерном использовании могут вызывать у них дополнительный стресс.

В связи с этим молодые люди устраивают себе цифровой детокс. Жажда свести к минимуму негативное влияние интернета привела к тренду JoMO (joy of missing out) - “радости упущенной возможности”, антиподу боязни упущенной возможности.

Исследователи из университета Аризоны между тем обратили внимание на то, что представители поколения Z сознательно способны контролировать то, сколько времени они проводят онлайн. Участвовавшие в опросе университета зумеры даже оказались удивлены тем, как много времени тратили на личные телефоны их более взрослые начальники и коллеги.

- Представители поколения Z выразили недовольство тем явлением, которое, как им показалось, выражалось в непрофессиональном использовании технологий, - объяснила одна из авторов исследования Дон ЯНССЕН.

Другой позитивной чертой, сформировавшейся у зумеров благодаря интернету, назвали их креативность.

- Для миллениалов YouTube был платформой для пассивного просмотра контента. Зумеры же видят в нем платформу для самовыражения. Они не хотят смотреть видео. Они хотят делать видео, - уверен представитель PSB Маккензи.

Желание воплотить эти амбиции в жизнь не так наивно, как может показаться.

- Благодаря технологиям поколение Z - первое поколение, у которого действительно есть инструменты и способность для погони за своей мечтой в юном возрасте, - констатирует исполнительный директор по стратегическому росту и инновациям аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young Марси МЕРРИМАН.

lenta.ru

Поделиться
Класснуть

Свежее