1109

Без шансов на разогрев

Почему о выходе на высокие темпы роста российского ВВП можно забыть

Без шансов на разогрев
С 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ не раз обе­щал президенту Владимиру ПУТИНУ вывести темпы роста российской экономики на уровень выше среднемировых показателей.

Достичь темпов роста экономики выше среднемировых Россия в обозримом будущем не сможет. Лишь в 2025 году прирост ВВП РФ сможет приблизиться к 2% в год, что в полтора раза ниже среднемировых темпов развития. Такой консенсус-прогноз 25 профессиональных экономистов из России и других стран был опубликован в минувший понедельник. Одновременно президентский бизнес-омбудсмен Борис ТИТОВ объявил о высоких темпах закрытия предприятий малого и среднего бизнеса в РФ, что грозит экономической рецессией.

”Несмотря на планы Минэкономразвития по новым сис­темным мерам поддержки малых и средних предприятий (МСП), пока что ситуацию иначе как критической не назовешь. Очень возможно, что она свидетельствует о технической рецессии, которая обнаружится по итогам 2019 года”, - заявил в понедельник Борис Титов.

“Если год назад индивидуальных предпринимателей в категории микропредприятий становилось больше, то сейчас их число уменьшается. А что касается средних и малых компаний, которые в основном и создают добавленную стоимость в экономике, то здесь падение просто драматическое”, - отмечает бизнес-омбудсмен.

По итогам первого полугодия 2019 года количество работников малых и средних предприятий сократилось на 1,6% год к году

(-257 174 работника). Малых и средних предприятий стало меньше сразу на 7-8% (-18 258 малых предприятий и -1545 средних), сообщают в аппарате Титова.

По оценкам Минэкономразвития, рост ВВП по итогам полугодия составил 0,7% год к году. Но этот рост, скорее всего, обеспечили только крупные предприятия и госсектор, поскольку анализ ре­естра МСП Федеральной налоговой службы говорит о том, что экономическая активность в стране снижается, а не растет, отмечает бизнес-омбудсмен.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) в конце июля предупредило о возможной рецессии в России к концу года в случае обострения напряженности в мировой торговле. Темпы роста экономики России могут снизиться на 0,4-0,9% в 2019 году. “При более значительном спаде внешнего спроса либо в случае неадекватных мер регулирования возможно наступление рецессии (спад до минус 2,5-3%)”, - прогнозируют аналитики АКРА.

На фоне таких предупреждений весьма благополучным выглядит новый консенсус-прогноз профессиональных прогнозистов, который обновляется раз в квартал центром развития Высшей школы экономики (ВШЭ). До конца 2024 года темпы роста ВВП в России будут находиться в интервале 1,1-1,8% в год. И, соответственно, все мечты чиновников о росте выше среднемировых темпов становятся разновидностью фантастики.

Можно вспомнить, что задача прекратить экономическое отставание России от остального мира была поставлена президентом Владимиром ПУТИНЫМ еще в декабре 2014 года в послании Федеральному собранию. С тех пор министры правительства премьера РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА не раз подтверждали, что работают над этой президентской задачей.

“Владимир Владимирович, в соответствии с вашим поручением действительно правительство подготовило комплексный план - общие подходы к тому, как может развиваться наша экономика и социальная сфера в период с 2017 по 2025 год, как вы справедливо сказали, имея в виду и ту задачу, которая была поставлена президентом в послании, а именно: выход где-то в период 2019-2020 годов на темпы роста нашей экономики на уровень среднемировых и выше среднемировых показателей. Это даст возможность нашей экономике развиваться быстрее и решать основные социальные задачи”, - рассказывал премьер Медведев президенту Путину два года назад.

Период 2019-2020 годов, о котором говорил премьер Медведев, уже наступил. И никаких шансов на устойчивый экономический рост в РФ нет. Разогреть российскую экономику до темпов роста, хотя бы близких к 3% в год, не смогут ни национальные проекты, ни снижение инфляции вкупе со смягчением денежно-кредитной политики, отмечается в новом консенсус-прогнозе центра развития.

ВВП РФ вырастет в текущем году, согласно прогнозу, на 1,1%, в 2020-2021 годах - на 1,7%. А в 2022 году замедлится до 1,6%, в последующие два года вырастет на 1,7 и 1,8%. И лишь в 2025 году рост составит 2%. “Еще более определенно, чем раньше, двухпроцентный рост предстает как фактически максимально возможный для российской экономики (и то в отдаленной перспективе)”, - отмечают авторы исследования.

Лишь один эксперт из 25 надеется на трехпроцентный рост ВВП, и то лишь в 2024-2025 годах, отмечают организаторы опроса, в котором участвовали представители самых разных аналитических центров - от ВЭБ и Института народнохозяйственного прогнозирования РАН до JPMorgan, Morgan Stanley и S&P Global Ratings.

Официальный прогноз Мин­экономразвития по росту ВВП на 2019 год составляет 1,3%. По базовому прогнозу ведомство ожидает ускорение роста экономики до 2% в 2020 году и 3,1% в 2021 году. В июне премьер-министр Дмитрий Медведев отмечал, что возрастающие инвестиции по национальным проектам в будущем дадут эффект, но правительству необходимы дополнительные меры, чтобы разогреть экономику уже в этом году.

“Независимая газета”

Кстати

Санкции или падение цен на нефть: что хуже для России

Ежегодный отрицательный эффект санкций на рост российского ВВП в период с 2014 по 2018 год составил в среднем 0,2 п.п. Но наибольший ущерб экономическому росту нанесло падение нефтяных цен. К такому выводу пришли эксперты Международного валютного фонда (МВФ) в ежегодном докладе о российской экономике, опубликованном вчера на сайте организации.

Негативный эффект от падения цен на нефть составил в среднем около 0,65 п.п. Меньшее влияние на рост ВВП оказали жесткая бюджетная политика (минус 0,1 п.п.) и сдерживающая денежно-кредитная политика России (минус 0,2 п.п.). В совокупности все эти факторы - санкции, нефть, бюджетная и монетарная политика - отняли почти 1,2 п.п. от ежегодного роста российской экономики, согласно оценке МВФ.

Как отмечается в докладе, в 2014-2018 годах ежегодный рост ВВП России составил в среднем 0,5%. А если бы всех вышеперечисленных факторов не было, среднегодовой рост мог бы достичь 1,7%. “Санкции, неожиданное снижение цен на нефть, а также реакция финансовых рынков и (экономической. - РБК.) политики на двойной шок способствовали более низкому, чем ожидалось, росту с 2014 года”, - говорится в документе.

Таким образом, за пять лет российская экономика выросла лишь на 2,5%, следует из оценок МВФ, а могла бы теоретически вырасти на 5,9% в отсутствие внешних шоков. Если убрать санкции, а все остальные факторы оставить, экономика выросла бы на 3,5% за пять лет.

За время санкций против России экономисты предприняли не одну попытку оценить их эффект на российскую экономику, однако все меры имеют лишь ограниченное применение. Трудно разделить эффект от санкций, падение цен на нефть и девальвацию рубля: все эти события наложились одно на другое. Санкции вводились не одновременно, а постепенно, в несколько раундов и пакетов мер, и к ним почти сразу добавились российские контрсанкции. Наконец, нельзя недооценивать обратный эффект санкционных ограничений: российская экономика, по оценкам международных рейтинговых агентств, стала устойчивее к внешним шокам.

Ряд российских экономистов так прокомментировали выводы экспертов МВФ.

“Примерно суммарные оценки правдоподобны. Но, на наш взгляд, вклад санкций выше: я бы оценил его в среднем в 0,3-0,4 п.п. в год, то есть за пять лет это 1,5 п.п.”, - заявил РБК руководитель Экономической эксперт­ной группы Евсей ГУРВИЧ. Он считает, что порядка 0,3 п.п. негативного влияния на рост следует отнести на “неопределенность относительно экономической политики правительства после 2014 года”. “До последних решений с национальными проектами была довольно большая неопределенность, было непонятно, какие перспективы у экономики. Именно поэтому бизнесом была взята инвестиционная пауза”, - отметил эксперт.

По мнению директора Центра развития ВШЭ Натальи АКИНДИНОВОЙ, более наглядным был бы анализ не средних ежегодных показателей за прошедшую пятилетку, а разбивка по годам, так как основной эффект от падения цен на нефть и санкций пришелся именно на 2014 год. Тогда, согласно расчетам Центра развития ВШЭ, санкции замедлили российскую экономику на 0,5 п.п. “А дальше экономика понемногу адаптировалась к санкциям и начала возвращаться к своим потенциальным темпам, которые действительно были около 1,5%”, - подчеркнула эксперт.

Директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики “Сколково - РЭШ” Олег ШИБАНОВ считает, что падение ВВП в 2015-2016 годах на фоне сильного снижения цен на нефть гораздо больше повлияло на дальнейшее решение о введении бюджетного правила, чем санкции. При этом эксперт отметил, что санк­ции сильно повлияли на международные резервы Банка России.

РБК

Поделиться
Класснуть