1262

Компромиссы Трампа

Как формат “двадцатки” доказал свою востребованность благодаря президенту США

Компромиссы Трампа
Дональд ТРАМП - первый американский главнокомандующий, вступивший на северокорейскую землю в сопровождении нынешнего лидера КНДР КИМ Чен Ына.

Саммит G20 в Японии дал ощущение близости компромисса по многим проблемным точкам мировой политики. Помимо основных пунктов итогового заявления, которое приняли лидеры стран-участниц, важными были и двусторонние встречи, подчеркнувшие значимость этой переговорной площадки. Во многом тон задавал президент Дональд ТРАМП. Интенсивность его контактов стала лишним свидетельством растущего накала в намеченной на 2020 год президентской гонке в США. Не исключено, что фактор приближающихся выборов сделает следующие полгода периодом громких мировых сделок с “фантастическими результатами”.

Содержание коммюнике лидеров G20 весомо не столько с прикладной точки зрения, сколько с точки зрения трендов, которым, вероятно, будут уделять внимание в мировой политике в ближайшие месяцы. Документ затрагивает реформу ВТО, климатические изменения, противодействие терроризму в интернете, а также цифровизацию и работу искусственного интеллекта. Экономическая часть выглядит особенно интересно, потому что главы государств G20 условились отказывать в убежище тем, кто бежал из своей страны по обвинению в коррупции. “Подтверждаем нашу решимость отказывать в предоставлении убежища скрывающимся от суда коррупционерам и их активам, которые были получены в результате совершения коррупционных преступлений”, - говорится в коммюнике.

Привести позиции мировых лидеров к единому знаменателю стоило Японии больших усилий, но некоторые разногласия разрешить не удалось, и итоговый документ это отразил. Разные взгляды на климат стали едва ли не главной угрозой для принятия коммюнике. В итоге позиции США и других участников были записаны в разных пунктах. “США подтверждают свое решение выйти из Парижского соглашения по климату, потому что оно действует в ущерб американским рабочим и налогоплательщикам”, - отмечается в одной части итогового коммюнике. Другой пункт гласит: “Стороны, подписавшие Парижское соглашение, которые в Буэнос-Айресе подтвердили его необратимый характер и намерение его имплементировать, вновь подтвердили свою приверженность его полной имплементации”.

На G20 “торговые враги” Трамп и лидер КНР СИ Цзиньпин договорились отложить введение новых пошлин. Вашингтон пообещал смягчить санкции против китайского телекоммуникационного гиганта Huawei. Это выглядит уступкой, но в долгосрочном плане может подорвать позиции КНР как мировой фабрики. Поскольку согласие временное, тарифы на китайские товары, ранее установленные США, могут сохраняться в течение нескольких месяцев, а то и лет. Это побудит многонациональные корпорации уводить по крайней мере часть активов из Китая. Разногласия, как подчеркивают эксперты, еще могут пустить под откос хрупкий мир в споре, который замедляет рост мировой экономики.

КНР встреча в Осаке принесла краткосрочный успех. Но она не снижает барьеров в торговле, которые уже возвел Трамп. В ответ ряд компаний - производителей различных товаров переносят цепочки поставок из Китая. Многие компании перевозят конвейеры для окончательной сборки во Вьетнам. Китай остается индустриальным колоссом, обладающим громадным числом квалифицированных работников, но у него немного вариантов для того, чтобы остановить перемены. Его торговля с США настолько неравновесна, что Пекин в состоянии обложить налогом гораздо меньше американских импортных товаров, чем США - китайских.

"Дух Осаки” витал и над демилитаризованной зоной между двумя Кореями, куда Трамп отправился после G20. Президент США впервые вступил на землю Севера, встретившись на границе с лидером КНДР КИМ Чен Ыном. Главы государств обменялись теплым рукопожатием и заявили о стремлении к миру. Трамп в сопровождении Кима быстро пересек демаркационную линию, которую патрулируют солдаты двух корейских государств. Через несколько минут они вернулись на сторону Юга. К ним присоединился президент Южной Кореи МУН Чжэ Ин. Состоялась беседа трех президентов - тоже беспрецедентный случай. Затем Трамп и Ким провели разговор за закрытыми дверями почти в течение часа.

США и КНДР договорились создать группы чиновников, которые возобновят переговоры по ядерной проблеме, прерванные после провала саммита, состоявшегося в Ханое. Ким сказал, что предложение встретиться, высказанное хозяином Белого дома в Twitter, стало для него неожиданным. В беседе с “НГ” профессор МГИМО Георгий ТОЛОРАЯ отметил: “Театральный эффект этого события важен. Но в сухом остатке можно говорить о прорыве в решении корейской проблемы. После тупика в Ханое был велик риск возврата к конфронтации. Он и сейчас остается, но он явно уменьшился. Фактически американцы признали правоту Северной Кореи. Северокорейцы не согласны на формулу “все и сразу, а потом вы получите то, что вам полагается”. По существу американцы согласились на поэтапное решение проблемы с взаимными уступками”.

"Саммит G20 распался на серию двусторонних встреч, поэтому ее сложно идентифицировать как “двадцатку”, - резюмировал в разговоре с “НГ” директор Московского центра Карнеги Дмитрий ТРЕНИН. - Действительно, все внимание было сосредоточено на беседах Трампа. Прежде всего с Си и другими лидерами, включая Путина (Владимир, президент РФ. - Ред.). Думаю, что Трамп, которому многосторонний формат не очень интересен, использует эти встречи, во-первых, для пиара, а во-вторых, для продвижения своих долговременных целей. У него есть цель добиться уступок от Китая. У него есть цель поладить с Россией, с которой он не видит фундаментальных проблем. Трамп к этому идет настойчиво. У него также есть цель - и он сейчас ее реализует - добиться от КНДР того, чего не удалось добиться ни одному из его предшественников”.

Президент США хочет использовать международную дипломатию во внутренней политике, считает Тренин. “Особенно это важно на китайском и северокорейском направлениях, - говорит эксперт. - Американский избиратель - разный, и Трамп прежде всего ориентируется на свой электорат. Избирателю Трампа нравится то, что он делает”.

“Независимая газета”

Кстати

Вместо сенсации - просто обмен мнениями...

Встреча президентов США и РФ Дональда ТРАМПА и Владимира ПУТИНА на саммите G20 в японской Осаке должна была, по прогнозам наблюдателей, стать одной из главных сенсаций. Ведь Москва так и не выполнила “требование” Вашингтона освободить украинских моряков. Но оправдала ли нынешняя встреча двух лидеров эти сенсационные ожидания мирового сообщества? И стала ли она доказательством перелома в отношениях между Россией и США?

Сенсацией было уже то, что Трамп согласился на встречу с Путиным в Осаке после того, как отменил предыдущее свидание с российским лидером. Тогда он объяснил свое решение действиями России в Керченском проливе и потребовал освобождения украинских моряков и возвращения украинских кораблей. Корабли не возвращены, моряки не освобождены, а Трамп все же встречается с Путиным спустя восемь месяцев.

Но даже тогда, когда Трамп отменял встречу в Аргентине, высказывались мнения, что действия Москвы в Керченском проливе были на самом деле поводом, а не причиной для решения американского президента. Что Трамп таким образом “спасался” от отсутствия конкретики на переговорах с Путиным. И встреча в Японии это блестяще подтвердила.

Подтвердила тем, что о ее содержании сторонам практически нечего сказать. Президенты даже не пообщались один на один, как это вообще принято в практике российско-американского сотрудничества. Трамп и Путин участвовали в переговорах делегаций - что уже само по себе говорило не о поиске прорывных решений, а об обмене мнениями. И в самом деле, что сегодня могут предложить друг другу американский и российский президенты?

Трамп ужесточает риторику - и не только риторику - по отношению к Ирану, а Путин поддерживает Тегеран и, что самое главное, не может повлиять на аятолл. Путин хочет западных денег для восстановления Сирии, которую по-прежнему будет возглавлять президент Башар АСАД, Трамп вовсе не собирается выделять средства для стабилизации режима, зависимого от Тегерана и “Хезболлы”. Трамп хотел бы избавиться от президента Венесуэлы Николаса МАДУРО, а Путин не собирается отказываться от поддержки венесуэльского диктатора. Да и без этой поддержки режим Мадуро, опирающийся на прикормленных силовиков-наркобаронов, намного сильнее местной оппозиции. Трамп хотел бы прекращения российского вмешательства на Украине, а Путин может считать, что именно сейчас ослабление украинского государства дает ему шанс наверстать упущенное в 2014 году. И так по всем вопросам - от ядерного разоружения до отмены санкций - сказать друг другу конкретно нечего. Можно разве что продемонстрировать готовность разговаривать.

В результате главной сенсацией саммита в Осаке стала вовсе не встреча Трампа и Путина, а общение американского президента с председателем КНР СИ Цзиньпином, приведшее хотя бы к перемирию в торговой войне между двумя странами. А о Путине мировые медиа вспомнили не из-за общения с Трампом и даже не из-за встреч с другими западными лидерами, а благодаря заочной полемике с британским певцом Элтоном ДЖОНОМ, резко высказавшимся по поводу дискриминации ЛГБТ-сообщества в России и путинского лицемерия.

Президент Соединенных Штатов, для которого главным собеседником оказывается китайский лидер, и президент России, который вынужден отвечать британскому певцу - это, конечно, не встреча 40-го президента США Рональда РЕЙГАНА и тогда еще генсека ЦК КПСС Михаила ГОРБАЧЕВА в Рейкьявике (имеется в виду вторая их личная встреча, состоявшаяся 11-12 октября 1986 года. - Ред.). Это совсем другой мир, в котором Россия при всех ее претензиях и готовности перекраивать мировой порядок все больше смещается на периферию большой политики. Какие бы иллюзии на этот счет ни питали российские граждане, Путин и даже сам Трамп.

“Детали” (Израиль), inoСМИ.ru

Поделиться
Класснуть