1521

Чёрные дыры Роскосмоса

В России рекордсменом по масштабам сворованных миллиардов стала космическая госкорпорация

     Госкорпорация “Роскосмос” стала рекордсменом по масштабам финансовых нарушений. Об этом заявил глава Счетной палаты Алексей КУДРИН в интервью программе “Действующие лица” на телеканале “Россия-1”.

“Большие проблемы у нас с Рос­космосом. Там есть просто нерациональные траты, нарушения дисциплины всевозможные. Неправильно проводятся процедуры закупок, завышены цены, очень много омертвлено средств на недостроенные объекты или на объекты, которые просто простаивают, не использованы средства на счетах месяцами. Ну а кроме того, несколько миллиардов утрачено, то есть, по сути, своровано, и сейчас идут расследования”, - сказал Кудрин.
В Роскосмосе пояснили, что данные, которые привел председатель Счетной палаты, относятся к периоду проверок прошлого года. “Данные, приведенные главой Счетной палаты, нам известны, они касаются периода проверки 2017 года”, - заявили ТАСС в Роскосмосе. В то же время стало известно, что Роскосмос изучает претензии Счетной палаты и предпринимает необходимые меры против финансовых нарушений.
Напомним, в июне этого года, выступая на пленарном заседании в Госдуме с отчетом о деятельности Счетной палаты за 2017 год, Кудрин заявил, что к деятельности Роскосмоса относятся более 40% выявленных за этот период нарушений. По его словам, результаты проверок легли в основу уголовных дел.
Общая сумма выявленных нарушений, недостатков поступлений и использования средств составила 1 трлн. 865 млрд. руб. ($32 млрд.), 760 млрд. руб. ($13 млрд.) из этой суммы приходятся на нарушения по учету в Роскосмосе, озвучил Кудрин. 43,6% от общего объема нарушений составляют нарушения бухгалтерского учета, 32% - нарушения при формировании и исполнении бюджетов. Тогда глава Роскосмоса Дмитрий РОГОЗИН в свою очередь попросил Счетную палату провести проверку предприятий отрасли и утвердил план по противодействию коррупции на 2018-2020 годы.
В 2017 году, когда были зафиксированы масштабные нарушения, во главе Роскосмоса находился Игорь КОМАРОВ. Госкорпорация обещает представить результаты работы новой администрации в конце 2018 года. Между тем ранее Рогозин признал, что Роскосмос переживает непростые времена. По его словам, производственные фонды сильно устарели - доля современного оборудования составляет не более 13%, а предприятия космической отрасли имеют многомиллиардные долги.
Так, финансовая “дыра” производителя ракет “Протон” и “Ангара” Центра имени Хруничева составляет 111 млрд. руб. ($1,9 млрд.). А ракетно-космическая корпорация (РКК) “Энергия”, которая делает пилотируемые корабли “Союз” и грузовики “Прогресс”, задолжала 35 млрд. руб. ($600,5 млн.).
При этом глава Роскосмоса пообещал, что Центр Хруничева выйдет на безубыточное производство уже в 2022 году, а с 2023 года нач­нет возвращать долги и выплачивать пени и штрафы. Рогозин уточнил, что речь идет о долгах перед Роскосмосом, также учитываются пени и штрафы за просроченные контракты, кредиты, которые необходимо выплатить Сбербанку, Фондсервисбанку, Россельхозбанку и Внешэкономбанку. В частности, долги перед госкорпорацией составляют 27 млрд. руб. ($463 млн.). Сумма растет, так как зарплату сотрудникам центра фактически платит Роскосмос, используя для этого бюджет, выделенный на программы, которые не реализуются.
Рогозин также заявил, что долги банкам Центр имени Хруничева начнет выплачивать в 2023 году, а штрафы за просроченные контракты - через десять лет. Договориться с банками об отсрочке позволило намерение корпорации провести до 2027 года 72 пуска ракет производства Центра имени Хруничева: по словам главы Роскосмоса, этот план убедил организацию не требовать немедленного возвращения кредитов. Также Рогозин заявлял, что в следующем году планируется удвоить количество пусков ракет по сравнению с текущим годом и довести их число с 17 до 35. В целом глава Роскосмоса уверен, что корпорация “точно поднимется даже при этом соотношении средств”.
NEWSru.com

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Авария за аварией

- 26 октября 2018 года. Российская гражданская орбитальная группировка лишилась двух из трех спутников дистанционного зондирования земли “Ресурс-П”. Оба спутника не отработали положенных пяти лет из-за критических проблем, возникших уже после их запуска. В группировке остался только один аппарат, который функционирует за пределами гарантийного срока.
- 11 октября 2018 года. При старте с Байконура корабля “Союз МС-10” произошла самая серьезная авария в истории российской пилотируемой космонавтики. ЧП спровоцировала ошибка при отделении первой ступени. На высоте примерно 90 км сработала система спасения экипажа. Космонавт Алексей ОВЧИНИН и астронавт NASA Ник ХЕЙГ приземлились в Казахстане, совершив полет по баллистической траектории.
- 11 февраля 2018 года. Ракета “Союз-2.1А” с кораблем “Прогресс МС-08” не стартовала в назначенное время с Байконура. Старт был перенесен из-за нестыковки бортового и наземного оборудования.
- 26 декабря 2017 года. Запуск с космодрома Байконур завершился неудачей: ракета-носитель смогла вывести на орбиту первый телекоммуникационный спутник республики Ангола Angosat, но затем связь с аппаратом пропала. Ракету-носитель обслуживал “Роскосмос”, а спутник по заказу Анголы изготовили в корпорации “Энергия”.
- 28 ноября 2017 года. Из-за нештатной работы разгонного блока “Фрегат” второй в истории пуск ракеты-носителя “Союз-2.1б” с космодрома Восточный оказался неудачным: на расчетную орбиту не был доставлен метеорологический аппарат “Метеор-М 2-1”.
- 1 декабря 2016 года. Аварийным был запуск с Байконура ракеты “Союз-У” с кораблем “Прогресс МС-04”, который должен был доставить на МКС около 2,5 т грузов. На 383-й секунде полета, во время работы третьей ступени ракеты, перестала поступать телеметрическая информация. Потеря корабля произошла на высоте около 190 км над землей.
По данным российских СМИ

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Плавдок пошел на дно с трещиной, а “раненый” крейсер успели спасти...

Как стало известно газете “КоммерсантЪ”, причиной аварии плавучего дока ПД-50 в Кольском заливе могли стать не неполадки с системой энергоснабжения, а механическое разрушение сварного шва на одном из отсеков дока. Напомним, 29 октября ПД-50 затонул, когда в нем находился на ремонте единственный российский авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов” (см. “Он утонул...”, “Время” от 31.10.2018 г.). 

Сам корабль удалось отбуксировать к причалу 35-го судоремонтного завода, хотя перед началом операции на него рухнул один из 50-тонных башенных кранов накренившегося плавдока, нанеся крейсеру в общей сложности 52 повреждения (включая сломанные лееры и ограждения).
По новой версии специалистов, именно механическое разрушение сварного шва привело к неравномерному заполнению дока забортной водой, вследствие чего ПД-50 накренился и утонул. По данным газеты, в начале осени ФАУ “Российский речной регистр” проводило очередное освидетельствование дока, но никаких замечаний к его состоянию не высказало.
О новой версии ЧП с плавучим доком ПД-50 “Ъ” рассказали два источника в судостроительной отрасли, а также подтвердил высокопоставленный сотрудник аппарата правительства. По их словам, причиной затопления дока могло стать механическое разрушение сварного шва в одном из отсеков конструкции. По крайней мере водолазы, обследующие утонувший док, зафиксировали в одном из отсеков, заполняющихся забортной водой, трещину длиной в несколько десятков метров. Причины ее появления до конца не ясны: шов мог разойтись, например, либо из-за некачественной сварки, либо из-за общей усталости металла. Один из собеседников “Ъ” уточнил, что авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов” находился в доке, когда рабочие 82-го судоремонтного завода (Росляково) начали балансировку - изменение уровня погружения - ПД-50. В этот момент балластные насосы ПД-50 начали закачивать в отсеки воду. И как только вода достигла разрыва, началось неконтролируемое затопление одного из бортов дока.
Приток воды был такой силы, что даже обратная операция - откачка воды при помощи тех же балластных насосов - не дала бы никакого эффекта.
В итоге ПД-50 дал крен, а спустя три часа затонул. Поврежденный “Адмирал Кузнецов” удалось отбуксировать в сторону от терпящего крушения дока.
Отметим, ущерб, нанесенный упавшим краном крейсеру, глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей РАХМАНОВ позже оценил примерно в 70 млн. руб. ($1,05 млн.), он пообещал убрать упавший кран с палубы крейсера в декабре.
При этом сроки ремонта и частичной модернизации “Адмирала Кузнецова”, несмотря на обещания судостроителей сдать его в 2021 году, сдвинулись: на одном из последних совещаний замминистра обороны по вооружению Алексей Криворучко заявил, что обязательства по контракту должны быть исполнены в четвертом квартале 2022 года.
“КоммерсантЪ”

Поделиться
Класснуть