3492

Грузите доллары вагонами!

Российские власти заготовили 5-6 вагонов баксов налички на случай, если население при введении “адских санкций” побежит в обменники или начнет массово забирать валютные вклады

     Прямой и косвенный эффект от западных санкций будет достигнут пикового значения для России в 2020-2021 годах. Самое страшное, что может произойти, - запрет для российских банков на расчеты в долларах. К такому выводу пришли члены Клуба банковских аналитиков при Высшей школе экономики (ВШУ). У Центробанка (ЦБ) РФ на случай очередного форс-мажора есть план “Б”, но о нем ничего не известно, а Минфин уже назначил руководителя в антисанкционный департамент.

Санкции Запада против России установлены не на годы, а на десятилетия. С такого пассажа началось в четверг заседание Клуба банковских аналитиков и макроэкономистов при НИУ ВШЭ. Члены клуба сосредоточились на обсуж­дении проблемы влияния санкций на банковский сектор России и на экономику в целом.
По мнению члена клуба начальника аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максима ОСАДЧЕГО, Россия вынуждена всерьез отнестись к санкциям, и кое-что уже сделано в этом направлении. Например, происходит переориентация бизнеса с Запада на Китай, выпущено уже 43 млн. банковских карт “Мир” - на замену MasterCard и Visa, ЦБ РФ сокращает инвестиции в американские казначейские бумаги и запасает наличные доллары.
В этой связи Осадчий пересказал слухи с финансового рынка: якобы российские власти заготовили 5-6 вагонов долларов налички, если мерить стодолларовыми купюрами. Доллары приготовлены на случай, если население при очередной волне санкций побежит в обменники или начнет резко забирать валютные вклады.
При этом российские банки на фоне угрозы новых санкций поступают иначе: ввозят евро, а долларовый поток снижают. “Но этих мер явно недостаточно. Особенно на фоне “адских” санкций США, угрожающих отключением России от расчетов в долларах через глобальную систему SWIFT”, - сказал Осадчий.
Эксперт предостерег от попыток заменить расчеты в твердой валюте на национальные валюты. “Нужен ли нам переход к расчетам на “зайчики” и иранские риалы? Зачем нам оставаться с пачками резаной бумаги?” - спросил Осадчий, резко обозначив проблему, которая сейчас действительно на слуху.
Пессимистический уклон в обсуждении темы попытался сбить финансовый аналитик Александр КУДРИН. Он считает, что в среднесрочной перспективе “не очень велик риск” отключения банковской системы России от расчетов в долларах. Эксперт также выразил надежду, что не все госбанки, если такой закон все-таки примут, попадут под санкции. Например, крупнейший из российских госбанков не должен попасть под отключение, иначе этот закон будет направлен против обычных россиян, а не против политиков и бизнесменов в окружении президента России Владимира ПУТИНА, как это задумывалось, аргументировал Кудрин.
Санкции и геополитика все же влияют негативно на банковский сектор. Это признала директор департамента финансовой стабильности ЦБ РФ Елизавета ДАНИЛОВА. Из-за этого растет волатильность на рынке. Нерезиденты выходят из российских госбумаг - тоже факт.
Когда Данилову спросили, имеет ли ЦБ план “Б” на случай принятия конгрессом “адских санкций” и отключения от расчетов в долларах, представитель ЦБ уклончиво сообщила, что запасные варианты имеются.
“Предположим, для физических лиц, если начнется массовое снятие валютных вкладов, вы запасли наличные доллары. Часть депозитов покроется этими запасами. А что делать с компаниями, имеющими валютные счета?” - спросила банковский аналитик Ольга БЕЛЕНЬКАЯ. Но конкретного ответа на вопрос не последовало.
Аккуратнее призвал относиться к проблеме санкций Дмитрий ТИМОФЕЕВ, руководитель (созданного в Минфине РФ. - Ред.) департамента контроля за внешними ограничениями. “Экспертное сообщество любит нагонять всякую жуть про санкции. Ради интереса СМИ”, - заявил Тимофеев на своем первом выступлении в новом качестве.
По его словам, не стоит слишком опасаться даже введения санкций против российского госдолга. Ввести такого рода ограничения США, конечно, могут. Но Россия может год и более нормально жить, не занимая на внешних рынках, не выпуская новые транши облигации федерального займа (ОФЗ), но имея на бюджетных счетах остатки в 2,5 трлн. руб. ($37,9 млрд.).
Представителя Минфина спросили, а в какой же валюте все-таки придется хранить накопления на “черный день”, на старость, если сейчас нет ничего надежнее доллара и евро? Ответ поразил членов клуба: “Рубль ненадежен в вашей голове. А в моей уже надежен. Не надо смотреть в зеркало заднего вида, когда едешь вперед”, - сказал Тимофеев, намекая на инерцию мышления.
Все российские банки столкнулись со снижением прибыли из-за санкций, до 10-15% в среднем, считает аналитик группы исследований и прогнозирования АКРА Василиса БАРАНОВА. Влияние санкции на экономику России в целом также нельзя недооценивать.
Причем не все эффекты от американских санкций против России или Китая возможно просчитать точно, имеются косвенные эффекты. Санкции сдерживают долго­срочный рост.
“А увеличение протекционизма в мировой торговле будет означать снижение спроса на экспорт в России. Из-за этого эффект на темпы роста российской экономики в краткосрочной перспективе может составить минус 2-2,5 п.п.”, - считает эксперт АКРА.
Эффект от санкций достигнет пиковых значений к 2020-2021 году, резюмировал доцент РАНХиГС Сергей ХЕСТАНОВ. Это наложится на цикличность кризисов в экономике. С этим никто из членов клуба спорить не стал.
Газета.Ru

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Кисельные берега рублёвого болота

Пока правительство обсуждает новые национальные проекты с ясными или не очень ясными целями, которые сделают жизнь россиян прекрасной через 5-6 лет, люди больше ориентируются на стоимость нефти и доллара. Потому что от этих котировок реальная жизнь зависит куда сильнее, чем от любых планов правительства.

В рамках исполнения майского указа президента “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” правительство обсуждает очередные приоритетные национальные проекты. Есть среди этих проектов вполне понятные людям и благородные цели. Например, снижение смертности до уровня 10,9 на 1 тыс. человек к 2024 году. Сейчас этот показатель находится в районе 12,4. Мы будем меньше умирать и дольше жить. Разве это плохо? Конечно, хорошо.
Есть и менее понятные - по крайней мере, по их казенным формулировкам - цели. Например, переобучение людей предпенсионного возраста. Что это за компетенции? Как переобучить: на курсах, в университетах? До какого уровня владения?
А дальше в дело вступает реальная жизнь. Люди не понимают, можно ли будет реально поехать через 5 лет работать на какой-нибудь новый завод, да и непонятно - где будет стоять этот завод, так как дискуссии о наполнении планов правительства конкретными объектами ведутся вне общественного сознания. На достижение целей по повышению производительности труда предлагается направить 21 млрд. руб. ($319,72 млн.) Много это или мало? Что мы (или роботы?) будем производить более эффективно? Много это или мало, если деньги размазать ровным слоем?
До светлого будущего со знанием миллионом человек “компетенций цифровой экономики”, низкой смертностью и стопроцентной обеспеченностью детскими садами еще нужно дожить. А концы с концами людям надо сводить здесь и сейчас.
И выдыхают они, если “нефть подорожала” - значит, доллар упадет. Значит, впереди маячит светлое будущее, все подорожает, но не сильно, можно будет купить импортного, но немного. И при таком раскладе можно жить надеждой на “нефть по 100”. Тогда уж точно все наладится и, может, будет как в те далекие времена, когда “доллар был по 35”.
В результате планам правительства, кажется, не очень верят ни бизнес, ни обычные люди.
Вот и получается: какие бы планы ни строило правительство, люди все равно смотрят на нефть и доллар. И не верят, когда министр экономического развития РФ Максим ОРЕШКИН советует продавать доллары. Немыслимо! Это наши главные финансовые скрепы.
Люди боятся, что в стране начнут конвертировать долларовые вклады в рубли или, того хуже, просто заморозят их. Люди видят, как при каждом очередном подорожании доллара худеют их рублевые зарплаты. И сколько ни говорит начальство про рекордно низкую инфляцию в России, человек судит о ценах исключительно по возможностям своего кошелька.
Поэтому главная задача правительства - не обещать людям счастье через 5-10-20 лет, не кивать постоянно на “агрессивную среду”, в которой существует Россия, как это опять сделал премьер на недавнем заседании правительства. Главная задача правительства - создавать людям максимально предсказуемые условия и возможности для решения своих финансовых проблем.
Как известно, в России нет ничего более постоянного, чем “временные трудности”. Именно поэтому люди больше ориентируются на нефть и доллар, чем на рассказы чиновников о нашем постоянно откладывающемся светлом будущем.
Газета.Ru

Поделиться
Класснуть