1116

С песней по жизни

Полвека отметил в этом году Карагандинский академический театр музыкальной комедии. Мы решили поговорить с теми, кто в нем служит, кто его любит, кто дышит с ним в унисон.

С песней по жизни

Как это было

Со дня основания театра в нем работает Тамара ТАРБА. Это теперь у нее должность в отделе кадров, а полвека назад она была артисткой хора и прекрасно помнит, как все начиналось.

- 16 ноября 1973 года мы открывались опереттой Исаака ДУНАЕВСКОГО “Вольный ветер”, - рассказывает Тамара Сергеевна. - После долгих месяцев репетиций поднимается занавес, и мы видим в зале море людей! Все места заняты, дополнительные стулья стоят в проходах. У меня от волнения начали дрожать руки и ноги. Думаю, не у меня одной. Надо же оправдать надежды стольких людей! Показать, что теперь в городе есть свой профессиональный театр, да еще и музыкальный! Звучит увертюра, начинается спектакль, вот наконец кульминация - мы поем “Песню о вольном ветре”. И как только закончились слова, замираем с поднятыми руками - специальная пауза рассчитана на аплодисменты зрителей. А в ответ - тишина. Думаю: “Все! Провалились! Как долго тянется этот мучительный момент”. И вдруг шквал оваций! Крики “Браво”, “Молодцы”! Оказывается, зрители просто остолбенели от восторга и не сразу смогли реагировать. В конце спектакля были еще более бурные аплодисменты. И мы за закрывшимся занавесом кричали: “Ура! Получилось! Всех с премьерой!” Сцена ходила ходуном от наших эмоций. Все дико устали, но были счастливы.

Самый преданный зритель

Ему всего… 12 лет. Владимир ТЕН - гордость театра: мальчику улыбаются контролеры, знают в лицо и приветствуют актеры. К юбилею театра с ним встретился директор Амантай ИБРАЕВ, чтобы вручить праздничный календарь и пригласительные билеты.

Директор театра Амантай Ибраев вручил пригласительные билеты самому преданному зрителю Владимиру Тену.

Владимир посещает спектакли с… 9 месяцев. Но первым серьезным впечатлением стал балет “Жизель”, тогда он попросил бабушку перед представлением поднять его повыше, чтобы заглянуть в оркестровую яму, увидел скрипку, важно заявил, что инструмент ему понравился. Оркестранты заулыбались, и бабушке пришлось записать ребенка в музыкальную школу. Теперь мальчик - самый преданный зритель и очень трогательный: вместо цветов он дарит артистам шоколадки.

- Я влюбился в театр с первого взгляда, - говорит маленький теат­рал. - И постоянно просил взрослых, чтобы мы ходили в театр еще и еще. Я могу по многу раз смотреть понравившиеся спектакли, они мне не надоедают, наоборот, постоянно открываю новые краски. Я и друзей привожу. А еще покупаю артистам шоколадки. Мама дает мне деньги на обед, я их откладываю, а потом делаю подарки артистам.

Очень интересное…

…происходит, как всегда, за кулисами и в гримерках. В театре жалеют, что нет здесь своего привидения, как в лучших и старейших очагах культуры. Этот единственный недостаток списывают на относительную молодость и надеются, что к следующему серьезному юбилею в коридорах заведется свой веселый дух. Пока хватает шуток артистов и тех случаев, что происходят на сцене. А что бы там ни случилось, артисты умеют любую проблему превратить в шутку.

- Ох, чего только не бывает, - вздыхает ведущий солист Александр БОЙКО. - Бывает, стоишь за кулисами, повторяешь текст, а как только вышел на сцену - слова вылетели. Например, в спектакле “Французский кутюрье” очень сложные реплики, артист забыл напрочь текст, помощник режиссера из-за кулис подсказывает ему, а тот от растерянности громко переспрашивает: “Что, что?!” Тут уже и зрители начали хохотать. Однажды перед детским спектаклем “Мульти-Пульти” стало ясно, что нет актера, который должен сыграть Карлсона. Поймали нашего выдающегося актера Владимира СУХОВА, пере­одели его, пообещали подсказать текст. Но он от волнения вышел на сцену, поздоровался и… убежал. Остальным артистам пришлось выкручиваться без него. Всякое бывает, но главное - коллеги всегда помогают друг другу.

А если серьёзно…

Каждый артист театра - звезда и любимец публики. Но мэтров помнят и чтят особенно. О выдающемся мастере сцены Александре МАЛЯВСКОМ рассказывает примадонна театра, заслуженный деятель Казахстана, лауреат государственной премии “Дарын” Елена ФИЛИНКОВА.

- Понятно, что у него было огромное количество поклонников, особенно поклонниц. Но одно дело, когда тебя знают и обожают в твоем городе, и совсем другое - когда это гастроли. В 1996 году театр поехал в Алматы, дополнительно из Московской оперетты пригласили двух больших звезд - Светлану ВАРГУЗОВУ и Юрия ВЕДЕНЕЕВА. По окончании спектакля на сцену вышла зрительница с целой охапкой букетов. Мы сначала подумали, что наши поклонники передают таким образом привет всем артистам. Гости подумали, что цветы для них, и уже сделали движение вперед… А девушка с цветами направилась к Александру и всю эту охапку отдала ему! Надо было слышать, как зал взорвался аплодисментами.

Не Карабас

С 1998 года театр возглавляет Амантай Ибраев, настоящий “играющий тренер” - тот самый редкий случай, когда руководит театром оперный певец, лауреат международных конкурсов, заслуженный деятель Казахстана. До сих пор он с удовольствием выходит на сцену, меняя официальный пиджак на яркие костюмы любимых героев.

- В Казахстане больше поющих руководителей театров нет, - рассказывает Амантай Ибраев. - Я не имел ни экономического, ни административного, ни управленческого опыта. Было предельно непросто. Я принял предложение стать руководителем в момент, когда театр испытывал тяжкие трудности в кадровых, финансовых, организационных вопросах, 10 лет не выезжал на гастроли. Стоял вопрос вообще о сохранении его деятельности. Но мы справились, и это наша общая победа.

Всего за 50 лет на сцене КАТМК поставили более 300 спектаклей: оперетты, мюзиклы, шоу, балеты, оперы. Труппа побывала с гастролями более чем в 200 городах России, Украины, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Узбеки­стана, Кыргызстана, Китая.

А еще здесь проходят сольные концерты, вечера романсов, праздничные программы к знаменательным датам. Зрителей готовят буквально с пеленок: есть отдельный зал, куда пускают родителей с детьми с 9 месяцев. Постепенно малыши переходят на репертуар театра-студии кукол “Буратино” и студии ростовых кукол. Так что можно назвать это настоящим театральным кластером, где с любовью и заботой выращивают собственную публику.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть