С песней по жизни
Полвека отметил в этом году Карагандинский академический театр музыкальной комедии. Мы решили поговорить с теми, кто в нем служит, кто его любит, кто дышит с ним в унисон.
Как это было
Со дня основания театра в нем работает Тамара ТАРБА. Это теперь у нее должность в отделе кадров, а полвека назад она была артисткой хора и прекрасно помнит, как все начиналось.
- 16 ноября 1973 года мы открывались опереттой Исаака ДУНАЕВСКОГО “Вольный ветер”, - рассказывает Тамара Сергеевна. - После долгих месяцев репетиций поднимается занавес, и мы видим в зале море людей! Все места заняты, дополнительные стулья стоят в проходах. У меня от волнения начали дрожать руки и ноги. Думаю, не у меня одной. Надо же оправдать надежды стольких людей! Показать, что теперь в городе есть свой профессиональный театр, да еще и музыкальный! Звучит увертюра, начинается спектакль, вот наконец кульминация - мы поем “Песню о вольном ветре”. И как только закончились слова, замираем с поднятыми руками - специальная пауза рассчитана на аплодисменты зрителей. А в ответ - тишина. Думаю: “Все! Провалились! Как долго тянется этот мучительный момент”. И вдруг шквал оваций! Крики “Браво”, “Молодцы”! Оказывается, зрители просто остолбенели от восторга и не сразу смогли реагировать. В конце спектакля были еще более бурные аплодисменты. И мы за закрывшимся занавесом кричали: “Ура! Получилось! Всех с премьерой!” Сцена ходила ходуном от наших эмоций. Все дико устали, но были счастливы.
Самый преданный зритель
Ему всего… 12 лет. Владимир ТЕН - гордость театра: мальчику улыбаются контролеры, знают в лицо и приветствуют актеры. К юбилею театра с ним встретился директор Амантай ИБРАЕВ, чтобы вручить праздничный календарь и пригласительные билеты.
Владимир посещает спектакли с… 9 месяцев. Но первым серьезным впечатлением стал балет “Жизель”, тогда он попросил бабушку перед представлением поднять его повыше, чтобы заглянуть в оркестровую яму, увидел скрипку, важно заявил, что инструмент ему понравился. Оркестранты заулыбались, и бабушке пришлось записать ребенка в музыкальную школу. Теперь мальчик - самый преданный зритель и очень трогательный: вместо цветов он дарит артистам шоколадки.
- Я влюбился в театр с первого взгляда, - говорит маленький театрал. - И постоянно просил взрослых, чтобы мы ходили в театр еще и еще. Я могу по многу раз смотреть понравившиеся спектакли, они мне не надоедают, наоборот, постоянно открываю новые краски. Я и друзей привожу. А еще покупаю артистам шоколадки. Мама дает мне деньги на обед, я их откладываю, а потом делаю подарки артистам.
Очень интересное…
…происходит, как всегда, за кулисами и в гримерках. В театре жалеют, что нет здесь своего привидения, как в лучших и старейших очагах культуры. Этот единственный недостаток списывают на относительную молодость и надеются, что к следующему серьезному юбилею в коридорах заведется свой веселый дух. Пока хватает шуток артистов и тех случаев, что происходят на сцене. А что бы там ни случилось, артисты умеют любую проблему превратить в шутку.
- Ох, чего только не бывает, - вздыхает ведущий солист Александр БОЙКО. - Бывает, стоишь за кулисами, повторяешь текст, а как только вышел на сцену - слова вылетели. Например, в спектакле “Французский кутюрье” очень сложные реплики, артист забыл напрочь текст, помощник режиссера из-за кулис подсказывает ему, а тот от растерянности громко переспрашивает: “Что, что?!” Тут уже и зрители начали хохотать. Однажды перед детским спектаклем “Мульти-Пульти” стало ясно, что нет актера, который должен сыграть Карлсона. Поймали нашего выдающегося актера Владимира СУХОВА, переодели его, пообещали подсказать текст. Но он от волнения вышел на сцену, поздоровался и… убежал. Остальным артистам пришлось выкручиваться без него. Всякое бывает, но главное - коллеги всегда помогают друг другу.
А если серьёзно…
Каждый артист театра - звезда и любимец публики. Но мэтров помнят и чтят особенно. О выдающемся мастере сцены Александре МАЛЯВСКОМ рассказывает примадонна театра, заслуженный деятель Казахстана, лауреат государственной премии “Дарын” Елена ФИЛИНКОВА.
- Понятно, что у него было огромное количество поклонников, особенно поклонниц. Но одно дело, когда тебя знают и обожают в твоем городе, и совсем другое - когда это гастроли. В 1996 году театр поехал в Алматы, дополнительно из Московской оперетты пригласили двух больших звезд - Светлану ВАРГУЗОВУ и Юрия ВЕДЕНЕЕВА. По окончании спектакля на сцену вышла зрительница с целой охапкой букетов. Мы сначала подумали, что наши поклонники передают таким образом привет всем артистам. Гости подумали, что цветы для них, и уже сделали движение вперед… А девушка с цветами направилась к Александру и всю эту охапку отдала ему! Надо было слышать, как зал взорвался аплодисментами.
Не Карабас
С 1998 года театр возглавляет Амантай Ибраев, настоящий “играющий тренер” - тот самый редкий случай, когда руководит театром оперный певец, лауреат международных конкурсов, заслуженный деятель Казахстана. До сих пор он с удовольствием выходит на сцену, меняя официальный пиджак на яркие костюмы любимых героев.
- В Казахстане больше поющих руководителей театров нет, - рассказывает Амантай Ибраев. - Я не имел ни экономического, ни административного, ни управленческого опыта. Было предельно непросто. Я принял предложение стать руководителем в момент, когда театр испытывал тяжкие трудности в кадровых, финансовых, организационных вопросах, 10 лет не выезжал на гастроли. Стоял вопрос вообще о сохранении его деятельности. Но мы справились, и это наша общая победа.
Всего за 50 лет на сцене КАТМК поставили более 300 спектаклей: оперетты, мюзиклы, шоу, балеты, оперы. Труппа побывала с гастролями более чем в 200 городах России, Украины, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Китая.
А еще здесь проходят сольные концерты, вечера романсов, праздничные программы к знаменательным датам. Зрителей готовят буквально с пеленок: есть отдельный зал, куда пускают родителей с детьми с 9 месяцев. Постепенно малыши переходят на репертуар театра-студии кукол “Буратино” и студии ростовых кукол. Так что можно назвать это настоящим театральным кластером, где с любовью и заботой выращивают собственную публику.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы