Зрителя не обманешь
Алматинские меломаны в восторге - они получили роскошную премьеру национальной оперы
“Жұмбақ қыз” композитора Сыдыка МУХАМЕДЖАНОВА по поэме Сакена СЕЙФУЛЛИНА “Кокшетау” рассказывает легенду о том, как появился знаменитый камень на озере Боровом. И здесь есть все для эпического оперного полотна: густонаселенная сцена, роскошные солисты, живые кони, Абылай хан собственной персоной, фееричные наряды и даже гимнасты, летающие на стропах, чтобы передать возвышенные чувства влюбленных.
Любители оперы заспамили соцсети кадрами с премьеры, на самом спектакле добились даже того, чтобы коронную арию Нургалым АМАНБАЙ спел на бис.
Нашлись и любители поискать недостатки: мол, затянутый финал с лишними ариями, уход в шоу, натуральное воронье карканье для усиления эффекта музыки. Но даже эти злопыхатели в заключение приходили к выводу, что успех фееричный и эту оперу смотреть НАДО.
На премьеру многое поставлено: и амбиции театра в юбилейный год, и стремление завоевать нового зрителя, и активные смотрины весьма перспективного молодого режиссера. В самом деле, приглашенные товарищи - хорошо, но у нас есть и собственные таланты, что блестяще доказал постановщик оперы Асхат МАЕМИРОВ. Это человек с блестящим образованием: филология казахского языка, режиссура театра с обучением в России и Париже и со стажировкой в Европе. Несколько лет назад он уже ставил в этом же театре мюзикл “Айсулу” по произведению Мухамеджанова. Тогда спектакль многим показался несерьезным, слишком развлекательным. Сейчас Асхат главный режиссер столичного музыкального ТЮЗа. В его активе несколько работ в оперном театре Астаны в качестве сорежиссера и ассистента.
В Алматы было явно заметно, что он не просто товарищ, который из зала показывает, кому куда ходить на сцене, а человек, придумавший это шоу и добившийся его воплощения, что порой гораздо сложнее. Кроме того, Асхат взял на себя смелость усилить сюжет и дополнил оперу номерами, созданными на основе музыки самого же Сыдыка Мухамеджанова. Например, горестная ария матери, оплакивающей сына, в оригинале - скрипичное произведение.
- Когда мне предложили такое эпическое полотно, - рассказывает Асхат, - я сначала долго изучал материал, мне необходимо было увидеть, что он дает возможность сделать зрелищный спектакль. Но мне показалось, что не хватает драматического конфликта, что опера больше похожа на набор номеров. Мы с дирижером Нуржаном БАЙБУСИНОВЫМ много работали в этом плане и сделали подходящие музыкальные вставки, которые бы усилили оперу. Мухамеджанов прекрасный мелодист, он остро ощущает специфику народной музыки, и когда мы слушаем его произведения, то ощущаем дух степи.
Асхат сетует, что в театрах у нас ставится обычно один и тот же небольшой перечень национальных опер и очень редко можно увидеть что-то свежее, хотя такие образцы есть. Например, “Жұмбақ қыз” ставили еще в 1971 году, но опера на сцене надолго не задержалась и была практически забыта. Видимо, неуместным посчитали появление на сцене такого лидера, как Абылай хан, и слишком активное участие народа в действии. По крайней мере, в этом убеждены корифеи оперного искусства Казахстана. Тогда оперу пел звездный состав: Шора УМБЕТАЛИЕВ и Рахима ЖУБАТУРОВА. Есть их записи, которые Асхат порекомендовал артистам принять как лучший мастер-класс по передаче образа.
- Я для себя долго искал ответ на вопрос, почему тогда опера не задержалась на сцене, - размышляет режиссер. - В любом случае уверен, что сейчас она будет интересна именно молодому поколению. Потому что надо знать и имена героев, и истории священных мест своей страны. Для усиления зрелищности мы даже сцены боя с джунгарами поручили ставить специалистам, чтобы все было максимально правдоподобно. Для оперных солистов это первый опыт такого рода. Современного зрителя обманывать очень сложно, почти невозможно. Кстати, я еще во время обучения понял, что опера - это уже не столько вокал и музыка, сколько драматическое действие. Вот в этом направлении и надо работать нашим великолепным артистам.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы