Кто такой этот Оскар?
У киношников снова скандал. Мэтры не нашли достойной казахстанской ленты, чтобы выдвинуть ее на соискание премии “Оскар” в номинации “Иностранное кино”. Ситуация анекдотическая, но почему-то грустно.
Скандал полыхал все выходные. Вот тизер произошедшего: продюсер Канат ТОРЕБАЙ, координатор оскаровского комитета, на своей странице в соцсетях публикует информацию о том, что было принято решение в этом году не посылать на “Оскар” никакое кино. Сторонники теории заговоров решили, что мы поступаем так вслед за Россией. К этому присоединяется мощный хор режиссеров и продюсеров, которые говорят, что просто не знали о такой возможности.
И вполне логично общественность триггернуло то, что важная информация об отказе выдвигать фильм на престижный конкурс была объявлена… через соцсети. Кстати, сразу после этого Канат Торебай отправился, по слухам, на киноконкурс в Ташкент, трубку не брал, комментариев не давал.
Эльдар ШИБАНОВ, режиссер фильма “Горный лук”, подал заявку, которая не дошла до голосования. Он задает те же вопросы, что и его коллеги:
- У нас работает оскаровский комитет, наверное, в его задачи входит оповестить о таком важном событии. Подали заявки всего четыре фильма, большая часть моих коллег просто не знала об этом. Я, например, узнал от продюсера, она - из какого-то киношного чата. У меня возникает вопрос: кто эти люди в оскаровском комитете, можно ли узнать их фамилии, можно ли узнать критерии отбора и если были отклонены какие-то заявки на уровне комитета, то почему? Разве это какая-то секретная информация? Более того, по правилам самого “Оскара” вся эта информация должна быть открытой. В конце концов, если задача комитета ради престижа страны отобрать лучшие фильмы, можно предложить подать заявки тем, кто этого не сделал. Мы же все прекрасно знаем, какие сильные фильмы появились. Тот же “Каш” Айсултана СЕИТОВА или “Бақыт” Аскара УЗАБАЕВА. Получается, что у нас нет достойных фильмов?
Нам удалось найти совершенно не скрывающегося от публики члена оскаровского комитета. Олег БОРЕЦКИЙ расставил точки над “i”.
- Постоянных экспертов нет, за семь лет существования комитета работаю в нем периодически, и всегда информация была открыта и по составу отборщиков, и по фильмам. Никаких проблем не было. Например, в этом году вместе со мной работал режиссер Абай КАРПЫКОВ, вообще, вся команда очень адекватная, агашек, лоббирующих свое кино, не было. Но возможно, что не до всех режиссеров, продюсеров доходит вовремя информация, это уже вопрос к координации работы комитета, не к нам.
Как пояснил Олег, в этом году было заявлено четыре ленты, в том числе и дошедшие до голосования артхаусное кино “Приключения Адемоки” Адильхана ЕРЖАНОВА и дебютное кино Асхата КУЧИНЧЕРЕКОВА “Бауырна салы”. После обсуждения большинство экспертов склонились к мнению, что у картин скорее фестивальный формат, не оскаровский. Потому при голосовании четверо выбрали не картину, а вариант “не посылать никакую”. Этот ответ и опубликовал Канат Торебай.
- Все было абсолютно прозрачно, никакого давления или предвзятости не было, за это я ручаюсь, - уверяет Борецкий. - Возможно, проблема в том, что наши режиссеры были недостаточно осведомлены. В том числе и о том, что оскаровский комитет не является монополистом, совершенно не обязательно подавать картину через нас. Можно заявку подать напрямую на конкурс. Поэтому как такового повода для хайпа я не вижу.
Мы также связались с продюсером Баян МАКСАТКЫЗЫ, чтобы спросить, будет ли она самостоятельно выдвигать фильм “Бакыт” на “Оскар”.
- Вряд ли. Заявки принимают до 3 октября, вероятно, мы уже опоздали… Наверное, в следующем году нам, киношникам, надо объединиться и подумать, нужен ли нам Союз кинематографистов в том виде, в котором он сейчас существует.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы