1673

С прицелом на кассу

В сентябрьской суете празднования Дня города чуть не прошли незамеченными гастроли шымкентского Русского драматического театра в Алматы. А зря…

С прицелом на кассу

Гости волновались невероятно, хотя привезли добротные и качественные вещи. Без скандала и эпатажа, с прицелом на кассу - сейчас без этого никуда. Играли душевно, без пафоса, блестяще справившись со сложной акустикой лермонтовского театра.

Эти гастроли планировались больше года. И еще не услышав первые аплодисменты алматинских зрителей, директор театра Игорь ВЕРБИЦКИЙ заверил, что главная задача - устроить ответные выступления лермонтовцев в их родном городе. Принять дорогих гостей готовы с казахским радушием, отменив все собственные планы.

Надо пояснить такую странность: дело в том, что казах­станские театры, даже находясь недалеко друг от друга, не обмениваются спектаклями. Притом что сеть государственных театров подразумевает упрощение всех административных процессов.

До пандемии зрители сбивались командами и ездили друг к другу на премьеры, сейчас и этого движняка нет. Например, алматинский Театр им. Лермонтова, флагман среди русских драматических театров страны, не давал гастролей внутри Казахстана с 2018 года, на это просто не выделялся бюджет. Хотя, как аккуратно говорят в театре, есть в этом вопросе подвижки и простор для надежды.

Кстати, проблемы у театров что в Шымкенте, что в Алматы очень схожие. В репертуаре не русская драма, а спектакли на русском языке. Хорошие, качественные, но комедийные, с прицелом на кассу. Из привезенных большую часть алматинцы уже видели на родной сцене. Видимо, звание государственного и страх потерять публику не допускают экспериментов. Хотя к нам чуть было не привезли главную премьеру года, с которой начали сезон у себя в Шымкенте. Это инсценировка пушкинской “Пиковой дамы”, которую ставил приглашенный из России режиссер Роман ЛЫКОВ. По просьбе администрации сделал без эпатажа, скандала и матов. Спектакль получился яркий, фестивальный, но в Алматы его просто не успели отправить - погрузка декораций совпала с премьерой.

- Мы очень волновались, - рассказывает Игорь Вербицкий, - причем не за спектакли, а именно за то, как нас примут алматинцы. Свои зрители как папа с мамой, они все готовы простить, а новую публику надо покорять без всяких скидок.

“Шум за сценой” Майкла ФРЕЙНА, открывавший гастроли, - это как раз веселая комедия, которая в свое время шла и на сцене Театра им. Лермонтова. Традиционные путаница, хаос, сложная структура - все работает на то, чтобы зритель расслабился и посмеялся, не более.

Еще одна проблема театра, которую успешно и самостоятельно решает труппа, - это приток свежей крови. Большая часть молодых актеров - выпускники собственной студии “Балаганчик”. Там молодые люди получают базу, вводятся в спектакли и уже на практике пробуют свои силы. Затем директор заставляет их получить высшее образование… в российских вузах. Но заочно…

- Дело в том, что в Жургеневке актерский курс на русском языке набирается раз в четыре года, это совсем немного, и, естественно, все выпускники хотят остаться в Алматы. Да и мы не рискуем отпускать учиться очно, потому что четыре года в другом городе - это гарантия того, что артист не вернется назад. Хотя образование очень нужно. Поэтому ограничиваемся заочным, стараемся приглашать режиссеров, которые не просто ставят спектакли, но работают с актерами и сами по себе становятся хорошей школой для молодых.

- Почему у вас в репертуаре нет пьес казахстанских современных авторов? Уже вроде бы официально поставлена такая задача перед театрами.

- Сложно найти хороший материал, особенно на русском языке. Мы позиционируем себя как разножанровый театр, и приходится думать о кассе.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть