Тот самый!
Уже в эти выходные пройдёт возрождённый фестиваль “Голос Азии” - “Азия Дауысы”, настоящий музыкальный бренд Алматы. Он будет не про конкурс и соревнование, а про долгожданное возвращение легенды!
Фестиваль “Азия Дауысы” всегда ассоциировался с двумя персонами - Муратом ИРГАЛИЕВЫМ и Александром ПОНОМАРЕВЫМ. Третий организатор уникального проекта практически неизвестен широкой публике. Настоящий серый кардинал “Азия Дауысы” Ирина КОВЫРЯКО специально для газеты “Время” нашла время в своем плотном графике, чтобы вспомнить, как это было.
Ирина в 17 лет пришла работать на Гостелерадио тогда еще КазССР, где и познакомилась с Муратом и Александром.
- Конечно, вакансий в музыкальной редакции, куда я мечтала попасть, не было, - рассказывает Ирина. - Но я попросилась работать просто так, без должности и зарплаты. В итоге через четыре месяца для меня выбили ставку, шутили, что я вынудила редакцию. Через некоторое время был организован специальный отдел, который готовил программы для ЦТ, то есть те, что показывали на весь Союз. Вот там уже мы работали с Пономаревым и Иргалиевым. “С песней по жизни”, “Алматы встречает друзей”, “Песня года” - это были большие проекты. А для “Здравствуй, Медео!” к нам специально приезжали самые знаменитые эстрадные исполнители СССР. Постепенно пришло понимание, что здорово было бы придумать что-то свое, масштабное, может быть, конкурс. Главное, чтобы он проходил в Алма-Ате. В 1989 году мы в рамках городского фестиваля “Алтын алма” организовали на Медеу концерт, а в 1990-м уже провели первый конкурс.
- “Азия Дауысы” ассоциируется с Медеу, хотя это не самая простая локация. Вы принципиально видели конкурс именно там?
- Для нас было трагедией, когда приходилось фестиваль и конкурс проводить в других местах. Например, в конце 1990-х, год точно не вспомню, из-за сошедшего селя в последний момент конкурс был перенесен в парк им. Горького (ныне ЦПКиО). Буквально за неделю до начала мы срочно разбирали монументальные конструкции и перевозили их, команда вручную делала пометки на билетах.
Пару раз конкурс проводили во Дворце Республики, а заключительный концерт - на Центральном стадионе. Это было в те годы, когда просело покрытие катка и его ремонтировали. Возможно, так произошло и из-за нашей сцены. Легких разборных конструкций, как сейчас, не существовало, и специально для нас варили очень тяжелую сцену - тонны металла.
Все восхищались, что уже в 1990-х годах у нас был крутой светящийся пол. Никто не подозревал, как мы его сделали: из специального прозрачного материала были собраны квадраты пола, их красили вручную и потом подсвечивали обычными лампочками. А через год, когда надо было поменять оформление, эту краску приходилось вручную сдирать, отмывать с невероятными усилиями. У нас вообще изначально не было оборудования для концертов такого масштаба, все приходилось везти из России специальным грузовым самолетом: краны для камер, экраны “Онтарекс” для оформления сцены, собранные из обычных телевизоров, свет, звук, ПТС…
- Отдельная история была с погодой. Как бы ни передвигали время фестиваля, именно на этот период выпадала череда ливней в горах, которые ставили под угрозу срыва концерты. Может быть, в этом была мистика?
- Погода всегда была проблемой. Я молю бога, чтобы на этот раз все прошло удачно. Что касается мистики… Вы помните историю с Ириной ПОНАРОВСКОЙ, приглашенной на один из фестивалей? Все дни, как только она выходила на сцену, сразу начинался дождь, есть даже кадры, где она поет под потоками воды. Перед гала-концертом Пономарев позвонил ей и сказал, что она может не выступать, чтобы не провоцировать погоду. А вот когда начинала петь Макпал ЖУНУСОВА, наоборот, дождь прекращался!
Кстати, однажды Пономарев пригласил перед фестивалем какого-то шамана, чтобы повлиять на погоду. Тот установил систему зеркал на стадионе, долго бил в бубен и… как только он завершил свои манипуляции, собралась невиданная туча, пошел дождь такой силы, что мы на два часа задержали концерт. Больше мы с мистикой не экспериментировали. Представьте, что в свой адрес выслушал этот шаман от Пономарева… Они же с Иргалиевым были остроязыкие. Яркие, талантливые, артистичные. Их надо было или принимать такими, какие они есть, или не работать с ними. Я работала 41 год!
- Фестиваль оброс массой легенд. Какая вам нравится больше?
- Всегда смешно вспоминать случай с группой Space. Вначале ведь все мировые звезды летали к нам через Москву, там был штаб, который их встречал, принимал и отправлял к нам. Так вот, французские артисты в своем райдере указали, что хотят жить в гостинице “Россия” на 13-м этаже с видом на Кремль. Я не говорю про вид, но в гостинице нет столько этажей! Мы шутили, что здание достроим, нужный вид нарисуем.
А если серьезно, то не все гости понимали, где находится Казахстан. Некоторые считали, что это что-то вроде района Москвы. Поэтому мы были так счастливы, когда все больше людей узнавали о нашей родине, когда конкурс стал быстро набирать популярность и уже к нам стремились, а мы выбирали, кого хотим слушать. И еще. Мы достаточно быстро стали членами международной федерации конкурсов ФИДОФ, а в 1997-м “Азия Дауысы” назвали фестивалем года, то есть лучшим в мире!..
- Не было у вас сложностей с райдером, с требованиями артистов, особенно звезд?
- Нет, как-то в то время народ был проще, лояльнее, что ли, с большим удовольствием общался с публикой. Хотя и тогда случались небольшие инциденты. Например, однажды Ирина АЛЛЕГРОВА, Лолита и Александр ЦЕКАЛО не явились вовремя на репетицию. А когда приехали, то техники уже ушли обедать. Они так шумели, что подошел оказавшийся на сцене Медеу аким Алматы Заманбек НУРКАДИЛОВ. Артисты еще пытались спросить у него: мол, а ты кто такой, чего влезаешь?! В итоге вечером на концерте они сказали, что посвящают выступление всем алматинцам, кроме… и перечислили поименно звукачей, Заманбека Нуркадилова тоже назвали.
- Казахстанцы редко занимали призовые места. Неужели на вас не было давления в этом плане?
- Все понимали, что это международный фестиваль и недопустимо лоббировать своих. У нас было все очень честно, работало мировое жюри, мы даже не задумывались о том, чтобы кому-то подсуживать. За все время лишь однажды главный приз получил наш конкурсант Бауржан ИСАЕВ. Но если казахстанцы побеждали, то это было заслуженно. Так что давления на нас не было, разве что в числе прочих причин для закрытия в 2004 году… Хотя нет, не хочу говорить об этом. Возможно, позже расскажу.
- Что бы вы хотели взять из прошлого в новый “Азия Дауысы”?
- Это важный для меня пункт. В планах было многое, но не все удалось. Например, чтобы прежним остался вид сцены с традиционными минаретами по бокам, очень хотелось увидеть вновь дефиле Государственного духового оркестра, нашего ровесника. Кстати, именно Пономарев заставил на репетиции музыкантов не просто исполнять гимн фестиваля, а маршировать, перестраиваться. Позже это стало очень популярно.
В этом году не зря фестиваль возрождается под девизом “Связь поколений”. Дети вынесут флаг фестиваля, тот самый, который поднимали в 1990-м на Медеу в первый год, дирижер духового оркестра Александр БЕЛЯКОВ на сцене передаст свою дирижерскую палочку сыну Никите. Вообще, многие наши исполнители будут на сцене с детьми. Это будет особый фестиваль. А в следующем году, надеюсь, мы уже проведем в его рамках традиционный конкурс молодых исполнителей.
- Вам не кажется, что пора открывать музей фестиваля?
- Он обязательно будет! У меня хранится много уникального материала: флаги, записи (более 1000 кассет) и другое. Надеюсь все это передать в дар музею. И уже есть предварительная договоренность, что на Медеу будет установлен памятник Иргалиеву и Пономареву.
Сам фестиваль начнется с минуты молчания в память о Пономареве, Иргалиеве. И я думаю, что надо назвать еще Заманбека Калабаевича Нуркадилова, который, как глава города, лично курировал фестиваль, был в курсе всех проблем и умел решать их настолько четко и быстро, что я с удовольствием ездила к нему на совещания в акимат.
- Наверное, огромная ответственность - возродить фестиваль через столько лет…
- С 2004 года я много раз пыталась убедить Пономарева и Иргалиева сделать это, но сначала у ребят была сильная обида, а потом они перегорели. То есть они сделали этот проект и как бы перевернули страницу. Было очень горько, когда они ушли из жизни во время пандемии...
Я одна такой проект точно не потянула бы, но и отдавать его в чужие руки не хотелось. Если бы вы знали, сколько людей крутилось в свое время вокруг этого бренда в надежде захватить его, подмять под себя, стать генеральными продюсерами. В итоге партнером я выбрала Арманжана БАЙТАСОВА. Это наш человек, он и работал, и волонтерил на фестивале в свое время. Надеюсь, с его поддержкой получится возродить конкурс.
- Чем был уникален фестиваль?
- Всем. Я бы хотела возродить главное - его атмосферу. Поначалу народ шел из любопытства, на звезд, потом уже на наших, на конкурсантов, потому что там были настоящие открытия. А еще наш опыт перенимали другие фестивали, об этом вообще мало кто знает. Шанхайский фестиваль приезжал целой командой, чтобы наблюдать нашу работу, “Славянский базар” тоже, прежде чем запуститься, изучал наш опыт.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы