1787

Дышите глубже, вы взволнованны

“Помогите мне запаковаться!” - слышится из темноты. Раздается характерный звук отрываемого скотча. Это артисты нового пластического спектакля со сложным названием Surfactant забираются в полиэтиленовые мешки. Застывают в позе эмбриона. Дышать им помогают маски и специальные трубки. Последние штрихи - и зрителей запускают в зал. Люди-“мешки” лежат без движения.

Дышите глубже,  вы взволнованны

Сурфактант - это химическое вещество, от которого напрямую зависит процесс дыхания в организме. Как рождается человек? И что будет, если он не родится? О жизни во всех ее переплетениях и смерти с ее безжалостностью и милосердием танцуют артисты театра Jolda на сцене театра “Трансформа”.

- Обычно о смерти задумываются, когда жизнь выкидывает какой-нибудь финт?

- Что-то такое было, - пытается извлечь из памяти нужный “файл” режиссер Антон ШМАКОВ и смеется. - Это было так давно. Сейчас даже присочинить что-то уже сложно.

Признаться, в этой постановке не только название сложное. Попробуй считай брошенные в зрителя глубокие смыслы, когда актеры на сцене свились в клубок. Да еще и не говорят ни слова! Что остается делать зрителю? Сидеть и обтекать. Но Антон дает универсальный рецепт для тех, кому на пластическом спектакле “вроде нравится, но непонятно”:

- Не нужно мудрствовать, если понимаешь - понимай, нет - попробуй ощутить, считать свои собственные ощущения. Можно интерпретировать происходящее на сцене. И это нам очень нравится - зрителя мы рассматриваем как полноправного участника спектакля, - настаивает Антон.

На сцене, кстати, творится нечто совершенно невообразимое - успевай только вертеть головой. Хореография сложная, впечатляющая, с некоторой долей безумия. И сразу в нескольких плоскостях (сложносочиненные декорации - особая гордость ребят) бурлят откровения.

- Кто я? Самая интересная трактовка, которую я слышала от зрителей спектакля, - мать-паучиха. Да, я мать, но в очень глобальном смысле, - улыбается актриса Александра ДЕМЧЕНКО, она появляется на сцене, волоча за собой внушительный, в несколько метров, хвост волос, на которых, как младенцы на пуповине, болтаются артисты. - Моя героиня совершенно внеземное существо, поглядите: у нее на груди доспехи, в которых переплелись ребра, тазовые кости и позвоночник. Но все наоборот, все вверх ногами.

Решив приправить постановку этническими мотивами, режиссер не прогадал: веретена и нити, льняные одежды, косматые маски, игра слепящего света и кромешной темноты - сидящие в зале кашлянуть боятся, чтобы не нарушить гармонию. А музыка, она была специально написана для постановки, словно вгоняет в транс, стекая, кажется, даже с потолка.

- Для меня в спектакле несколько слоев. Но отыскать и понять их зритель не обязан. А еще мы не отталкивались от какого-то конкретного произведения, - сыплет загадками режиссер. - Для меня это размышления о внутреннем мире человека, о разобщенности общества и его пути к интеграции. Автобиографичен ли он? Постепенно я понял, что да. На злобу дня? Отчасти. И даже если я не обозначаю какие-то события, это все равно будет считываться. Среди тех, кто работал над этим спектаклем, есть и местные ребята, и приезжие.

Спектакль, от идеи до воплощения на сцене, рождался 10 лет. Похоже, он должен был созреть, чтобы вылиться в то, что цепляет.

- Было и мало опыта, и некоторые сложности, - объясняет Антон Шмаков. - Мы даже сделали попытку его все-таки поставить - подготовили спектакль до генпрогона. И остановились - ни я, ни люди, с которыми я работал, не знали, как эту историю продолжать. Не стану скрывать, одна из причин - финансовые трудности.

Здесь, кстати, прячется еще одна фишка этой постановки - спектакль удалось выдать благодаря поддержке самих зрителей. Шляпу по кругу, конечно, не пускали - придумали лоты, которые народ с воодушевлением раскупал. Среди них мастер-классы и лекции от режиссера, продюсера и артистов и даже расписанные вручную глиняные кувшины, которые были созданы специально для спектакля “Лейла”. Театр и краундфандинг - этот опыт стал интересным и вдохновляющим и для людей искусства, и для поверивших в них зрителей.

- Денег мы собрали немного - всего около 200 тысяч, что несоразмерно мало для этого спектакля. Поэтому вложились еще и сами, - рассказывает продюсер Жанна ТУЛЕНДЫ. - Но то, как быстро и тепло приняли люди участие в воплощении нашей идеи, меня очень впечатлило. Танцевать - это про здесь и сейчас. За осуществление мечты нужно браться так же смело.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее