Как казах стал русским мафиози
Казахстанский актер и каскадер Ерден ТЕЛЕМИСОВ снялся в британском сериале Slow horses. Его выбрала из всех претендентов кастинг-директор Нина ГОЛД, формировавшая состав “Звездных войн” и “Игры престолов”
Съемки длились полгода, и еще долгое время, пока не прошел первый сезон сериала, о нем нельзя было говорить. Ерден не зазвездил, но, вкусив прелести высокобюджетного британского кино, теперь решил, что жить и заниматься своими проектами надо в Казахстане, а вот работать актером - за рубежом. Кстати, в британском сериале он играл… русского мафиози по имени Кирилл.
- Ерден, неужели в Европе такой кадровый голод? Наши каскадеры недавно принимали участие в фильме про Наполеона, вас приглашают в сериал про спецагентов-неудачников…
- На самом деле для кино нет большой разницы. Для британцев “русская мафия” - это скорее понятие, чем национальность. Да и вообще, мы белокожие азиаты, если еще бороду приклеить, то будет трудно понять, кто есть кто. Но, признаюсь честно, я сам был удивлен, когда получил приглашение принять участие в кастинге, тем более в проекте, где заняты звезды такого масштаба.

- Чем отличается работа там и у нас?
- Бюджетом, размахом и организованностью на площадке. Все продумано до мелочей. Первый раз я ощутил это еще в тот момент, когда надо было лететь в Великобританию. В 12 ночи у меня самолет, а в 6 вечера раздается звонок, и водитель сообщает, во сколько заедет за мной машина. Я поначалу очень подозрительно отнесся: мало ли какой аферист решил отвезти в аэропорт, а у меня только жизнь, может, начинается, такая роль и в таком проекте!
- Вас пригласили для драк или прямо на актерскую работу?
- Именно как актера, чем я очень горжусь. Причем я, когда ехал, переживал, думал, что надо будет учиться у коллег, дотягиваться до их уровня. А потом обратил внимание, что после каждой сцены режиссер делает всем замечания, а меня лишь просит повторить все так же, и вопросы отпали. Я понял, что очень даже неплох. Вообще, у нас очень сильная школа, так что я настоятельно рекомендую актерам учить английский. Мы хоть в Европе, хоть в Голливуде можем показывать класс. Я очень часто на съемочной площадке слышал в свой адрес: “Бриллиант, великолепно, класс!”
Ну и что уж скрывать, я никогда так много не зарабатывал, как в эти полгода. Правда, сроки растянулись из-за ковидных ограничений. В августе можно было вернуться домой, но я предпочел не рисковать - в Казахстане тогда отмечался очередной пик заболевания. Так что, хотя съемочных дней было всего 19, оплачивали даже простой. И этих денег оказалось достаточно, чтобы по приезде купить наконец квартиру. Я всегда мечтал, что на жилье заработаю именно творчеством, хотя слабо верил в это. Мечта сбылась.
- Съемки закончились полгода назад, сейчас сериал вышел на экраны. Вам поступают новые предложения?
- Да, причем и из России, и из Великобритании, но проблема в мобильности, в наличии визы. Например, прохожу zoom-пробы - и надо очень быстро приехать на переговоры, чтобы окончательно решить все вопросы. А у меня нет готовой визы, и получение ее может занять несколько недель. Естественно, ждать меня никто не может. Да и вообще очень многое за рубежом делается так же, как у нас, через живое человеческое общение, в неформальной обстановке.
Но перебираться в Великобританию я не планирую, хотя сейчас мне фактически выпал невероятный шанс в карьере. Я для себя очень четко решил, что актером работать хочу в других странах, зато здесь, в Казахстане, большие возможности для реализации собственных проектов. Кстати, можно привлекать и иностранных инвесторов, потому что у нас все сравнительно недорого.

- В чем еще выражалось особое отношение к актерам? И распространялось это только на звезд или на всех?
- Дело даже не в статусе, а в том, что производство кино - это большие деньги, поэтому очень многое делается именно на стадии организации процесса, принимают меры, чтобы избежать любых случайностей. Например, для того чтобы уйти со съемочной площадки попить водички или в туалет, я докладывал администратору, тот по внутренней рации сообщал: “Ерден идет в уборную”. Ко мне приставляли сопровождающего, который вел меня туда и обратно, при этом по рации всех держал в курсе дела: “Пришли… ушли… возвращаемся…” В какой-то момент я сказал, что вполне могу справиться сам с походом в туалет, но мне объяснили: группа каждую минуту должна быть в курсе, где я, чтобы, если понадоблюсь, не было заминок. Это налаженный бизнес, где никто не будет снимать лишние сцены или дубли, где режиссер очень хорошо готов и знает, чего хочет.
- У нас не так?
- Наше кино наполовину состоит из импровизации, очень многое решается в процессе съемок, прямо на площадке ищутся и творческие, и технические ходы. Хотя и этому можно найти объяснение. Зачастую бюджетные или спонсорские деньги на фильм приходится ждать, потом они внезапно выделяются, и надо сделать все очень быстро. У режиссера просто нет времени, чтобы кино сложилось в голове, в компьютере, в раскадровках, нет времени собрать команду - люди же не могут ждать финансирования. Хотя понятно, что лучше одному посидеть месяц, чем потом ты будешь тратить время всей группы и арендованной техники. Причем проблема касается не только молодых. Многие маститые снимают тонну материала, монтируют трехчасовое кино, потом со слезами ужимают наполовину, и в корзину летят часы напрасной коллективной работы, а значит, и напрасно потраченные деньги.
- Этой весной было много премьер. Есть у вас ощущение, что именно сейчас в нашем кинематографе происходит что-то невероятное?
- Абсолютно! Мы стоим на пороге новой волны казахстанского кино. И я кайфую от того, что появляются классные вещи, другой подход, что молодые пацаны показывают класс нашим немного заевшимся мэтрам, занятым охотой на бюджетные деньги.
- Предыдущий подъем в казахстанском кино был подстегнут учебой у российских режиссеров. Чем спровоцирован нынешний процесс?
- Наверное, доступностью кино. Технологический процесс удешевляется, становится недорогим, но при этом с качественной картинкой. Это значит, что у ребят есть возможность набить руку, потому что каждый твой следующий проект однозначно будет лучше предыдущего. Кино - это ремесло, и здесь важна практика. Например, я сейчас, пока ожидаю реализации задуманного, сниму несколько короткометражек.
- Позитивные новости - это про молодежь. А почему профессиональный пул занят бесконечной войной?
- Все банально - из-за денег. Всю жизнь бюджетные деньги в кино шли через студию “Казахфильм”, в итоге там сложились схемы, которые и привели к коррупционным скандалам. Чтобы изменить положение вещей, производство отделили от госзаказа, создали государственный центр поддержки кино. Но зараза лоббирования проникла и туда вместе со старшим поколением. Сейчас, когда в экспертный совет попали молодые ребята, они пытаются сломать традиции всех этих подковерных игр. И у них неплохой шанс.

Я думаю, что надо активнее помогать этому процессу, если мы хотим видеть свежее потрясающее кино, а не только кассовые комедии, которые снимают независимые студии, рассчитывая на хороший прокат. Пока же, наблюдая эту внутреннюю жизнь киноотрасли, я даже не пытаюсь со своими идеями сунуться на питчинг. Хотя именно сейчас во всем государстве и в нашей отрасли происходят такие подвижки, о которых еще год назад мы не могли и мечтать. Более того, я вижу, что уже подрастает следующее поколение, которое подвинет нынешних звезд! Причем произойдет это очень быстро.
- Как вы относитесь к авторскому кино - к такому, которое интересно кинофестивалям, но за счет тягостных тем не собирает залов на родине? Его тоже надо снимать?
- Я точно знаю одно: кино должно быть разным и на любое найдется свой зритель. Но для себя очень четко понял еще вот что: обязательно нужны казахстанские фильмы, рассказывающие о том, какие мы крутые. Это в наших интересах. Есть американская, зарубежная идеология кино, когда организуется много фестивалей, призы на которых получают те фильмы, которые показывают жизнь более черной, трагичной, безысходной.
Например, казахстанский фильм, в котором мы выглядим добрыми, но необразованными нищими дикарями, льет воду на мельницу чужой идеологии и пропаганды. Публика приходит в ужас, а нам за такое кино дают звездочки - награды на кинофестивалях. Это касается всех стран третьего мира: через кинематограф решаются очень сложные идеологические вещи. Вот о чем стоит задуматься. Я такую чернуху могу снять на раз, гораздо труднее делать кино про правильных героев. Но кому-то выгодно показать своему населению, что в других странах живут так плохо, дико и нище.
- И с таким тонким пониманием вы мечтаете сниматься в Великобритании и других странах?
- Только сниматься и содействовать тому, чтобы мир открывал больше наших талантливых актеров. Я много где был и считаю, что Алматы - это лучший город на земле. Например, в той же Великобритании я не смогу себе позволить такой несуетливый ритм жизни, как здесь, а мне он необходим для творчества. Невозможно в суете, в борьбе за хлеб насущный рождать идеи.
- Чем еще вы удивляли коллег на съемочной площадке?
- Тем, что постоянно улыбаюсь! В какой-то момент меня даже спросили, почему я все время хожу с таким выражением лица. Пришлось объяснить, что если азиат весом 120 килограммов будет ходить хмурым, то окружающие почувствуют дискомфорт. Для пробы сделал свое обычное серьезное лицо на пару минут. Мне сразу сказали: “Ой, Ердеша, ты же добрый, давай лучше улыбаться…”
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО