1428

Восточная колонизация Марса

Почему Марат Бисенгалиев ввел в симфонию арабских композиторов казахский сыбызгы

Восточная колонизация Марса

Алматинцы и не подозревают, какое масштабное событие готовят музыканты. 23 сентября в Алматы состоится мировая премьера симфонии Mission to Mars, на концерт приедет большая делегация из ОАЭ - заказчики культурного проекта и первые слушатели. А в минувший понедельник на сцене филармонии им. Жамбыла записывали тизер проекта.

Скрипач, дирижер и организатор шоу Марат БИСЕНГАЛИЕВ переживал, что в нашем оркестре мужчин модельной внешности больше, чем дам, и придирчиво отбирал участников рекламного видео. Они записывались на фоне имитации звездного неба с новомодными светящимися электроинструментами. Партию сабызгы исполнил в очках виртуальной реальности директор филармонии Серик НУРМОЛДАЕВ. Впрочем, само произведение будет более впечатляющим, и все из-за требований… соблюдать дистанцию и не собираться большими группами. Оркестру особенно сложно выполнять такие нормативы, но Бисенгалиев нашел выход.

- При чем тут Объединенные Арабские Эмираты и Марс?

- Дело в том, что Эмираты запустили с японского космодрома свой спутник, который раньше, чем российский и даже китайский аппарат, долетел до Марса и сейчас кружит над планетой. В связи с этим событием ко мне обратились с предложением организовать исполнение и запись симфонии, посвященной освоению космоса и основанной на музыке нескольких арабских композиторов.

- Тогда как казахстанские музыканты стали главными исполнителями этой симфонии?

- Я воспользовался ситуацией и пролоббировал их участие. Хотя заказчики могли позволить себе любой именитый европейский оркестр. В итоге была написана большая сюита из четырех частей, которые можно условно назвать старт, полет, приземление и финал. Использована музыка трех арабских композиторов и одного из Индии. Что до личных эмоций, то, честно говоря, я до последнего момента думал, что этот спутник был запущен с Байконура. У казахстанцев же всегда есть чувство причастности к темам космоса. Как-то обидно было, что этот спутник запустили не мы - могли бы сами полететь на Марс, но сделали это Эмираты.

- Вы даете нашим музыкантам возможность заработать или заявить о себе?

- И то и другое. Есть небольшой гонорар, но не в нем дело. Это прекрасная возможность для музыкантов стать частью международного проекта. И я был рад увидеть, насколько за время пандемии ребята изголодались по таким интересным концертам. Вам еще повезло, в Мумбаи, где я сейчас работаю, концерты пока не разрешены ни с полным заполнением зала, ни с частичным. Вообще музыкантам во всем мире очень тяжело держать такую паузу. Поэтому у них загораются глаза, когда есть возможность показать себя.

- Проект очень масштабный, сцена маленькая. Будете нарушать нормы рассадки?

- Это поначалу было настоящей проблемой, а потом стало уникальным решением. Размах действительно впечатляет, композиторы были счастливы, что им не пришлось себя в чем-то ограничивать, раскрывая космическую тему. В итоге задействованы симфонический оркестр, хоровая капелла, орган, народный инструмент, человеческий голос с восточным колоритом… Конечно, на одну сцену уместить все было невозможно, и мы решили создать квадроэффект. Раз нельзя заполнить зал, мы частично разместим в нем музыкантов. Я буду стоять на сцене лицом к публике, передо мной расположатся группы струнных инструментов. Медные духовые мы разместим на балконе зрительного зала, на верхней галерее с двух сторон - хор, а внизу в гостевых ложах - деревянные духовые инструменты. За моей спиной останется только орган. Так что мы за соблюдение норм, и все будет по правилам. Концерт будет записан, останется в истории, а дальше будем думать, как продвигать эту музыку.

- Скажите, а когда уже кто-то напишет хорошую душевную симфонию про коронавирус?

- Я не уверен, что вирусу что-то стоит посвящать. Хочется скорее пройти это испытание и забыть.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть