1343

Фигня или всё же театр?

Режиссер Рустем БЕГЕНОВ запустил реактор, теперь обещает открыть порталы в иной мир. Как готовили странную премьеру “Коммуникация”.

Фигня или всё же театр?

Участники алматинской арт-группы ORTA ловко балансируют на грани между гениальностью и фигней. Мы отправились к ним на запуск Первого Реактора Видимых Явлений, куда пригласили всех желающих посмотреть, как рождается необычное шоу. Кстати, именно там я впервые и увидела человека в шапочке из фольги. Или это была не шапочка, а доспехи? Еще было божество на троне - обритая и закутанная в простыню актриса Александра МОРОЗОВА.

Вместе со мной в подвальчик AspanGallery, где происходило это действо, зашла одна растерянная девушка. Видимо, она прочитала в соцсетях, что в течение дня все могут посетить перформанс, а вечером уже прийти на спектакль. Девушка посидела полчаса на стульчике, впитывая происходящее, потом тихонько ушла, потрясенная.

В зале же монтировали не пойми что: со стремянкой, но без ненормативной лексики обклеивали все помещение полосами белой мятой бумаги, тестировали звук, придумывали свет. Сооружали странный помост под пианино, периодически брякали по клавишам. Все это в обстановке шаманского действа. Это потом вечером вся чудовищная мишура вдруг превратилась в заснеженный лес или парк. И 24 зрителя, отважившихся прийти на ЭТО, решали для себя вопрос: что есть увиденное? Эксперимент гениев или эстетоподобная туфта? Подсказок не было.

Впрочем, у режиссера есть оправдание - он идет этой сложной дорогой давно и упорно. Раз в два года выпускает непонятные спектакли, изумляющие рядовую публику, получает приглашения на фестивали. И те, кто не попал на ограниченное количество показов, потом долго еще обмениваются былью и слухами, приукрашая миф. Это ли не мечта каждого творца? Для справки: речь идет о двух спектаклях: “Медея. Материал” и “Светопреставление Сергей Калмыков”.

Но я все же надеялась на откровенность, поэтому спросила режиссера в лоб: не страшно ли, когда зрители происходящее называют полной фигней, и не сумасшедший ли он?

- Всем участникам команды около сорока лет, - смеется Рустем. - Посмотрите, сколько мы тратим усилий, времени, денег, чтобы играть в детские игрушки. Значит, в этом есть что-то важное для нас. Да, людям кажется, что детское - это ерунда и играть глупо. Ну и что?

- А зачем так намудрили: “Спектакулярный запуск Первого Реактора Видимых Явлений - это визуально ошеломляющая, музыкально и атмосферно изобретательная сценическая композиция с трогательными историями Джона Кейджа в новогениальном исполнении Александры Морозовой”. По-человечески говорить не пробовали?

- Мы создаем свою историю. Вот видите, вы уже знаете, что у нас всегда что-то невообразимое. В русском языке нет такого слова, которое бы означало готовность стать спектаклем, вот мы и обозначили - спектакулярный. Мы процесс подготовки превратили в своего рода перформанс, который каждый может увидеть и принять в нем участие. Первый Реактор Видимых Явлений - потому что именно при участии зрителей, с помощью их веры в сказку, волшебство, с помощью музыки, актерской игры и текстов главного авангардиста ХХ века Джона КЕЙДЖА мы получим реакцию.

- Переведите…

- Мы не зря выбрали такое оформление. Для меня самое сказочное воспоминание из детства - это зимние деревья на фоне темного ночного неба. Потому что за освещенным фонарями пространством могло оживать для меня, ребенка, все, что угодно, - колдуны и волшебники. Потом ты вырастаешь, и тебе кажется, что все в мире известно. А я хочу вернуться к детским ощущениям, верю, что существует некое измерение, где есть все то, что творческие люди и люди науки вытаскивают сюда, в материальный мир.

- Скажем честно, ваши эксперименты не привлекают большого количества зрителей, не дают сборов…

- А меня вообще раздражает ограничение нашего мира, эта попытка все мерить успехом, каким-то конкретным результатом. Точно так же, как я не понимаю, почему один человек достоин музея, а другой нет. Мы все время оцениваем, строим иерархию. Поэтому мы и выбрали тексты Кейджа.

Они состоят в основном из вопросов. Это похоже на психологическую практику, когда каждый может, отвечая на них, пробиться к себе настоящему, вне внешних оценок.

Когда я уже почти уверилась в нормальности Рустема, он пообещал, что будут еще запуски подобных реакторов и даже… отк­рытие порталов между мирами.

Иногда команда предлагает режиссеру сделать что-то простое и понятное, поставить какой-то слезливый кассовый спектакль. Но дальше слов дело не идет. Не интересно.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть