Кровавое сердце на сцене
Выходя на поклон после спектакля, актриса Лариса ОСИПОВА каждый раз плачет по-настоящему. И мечтает, чтобы зрители в зале поняли своих родителей.
“Вдовий пароход” - еще одна карантинная премьера-заготовка алматинского театра им. Лермонтова. Похоже, флагман изменил курс - в фаворе не кассовые комедии, а настоящие житейские драмы. Правда, традиционно эта пьеса драматурга Ирины ГРЕКОВОЙ воспринимается как описание послевоенного быта, но не в этот раз… Состав самый звездный, и актрисы так помогают друг другу, что в финале, на поклонах, умываются натуральными слезами. Зачем? Разве нельзя обойтись, технично изображая страсти? Так можно и свое сердце надорвать. Об этом спрашиваем исполнительницу самой несимпатичной роли - Капитолины, богомолки, правдолюбки, вредной бабки в непонятном тряпье. Кстати, в жизни и в других ролях Лариса - хохотушка с редким обаянием и милотой.

- Сейчас, особенно в Москве, откуда к нам приходит вся театральная мода, такая тенденция, что не надо навязывать зрителю свое отношение, что актер скорее чтец, передаточное звено между автором и публикой, которая должна домысливать, дочувствовать, доплакивать. Кто-то выдает это за новые формы, кто-то - за новые жанры. Я в этом плане старомодная до мозга костей, - признается Лариса Осипова. - Мне близок тот театр, где актер настолько пропускает все через себя, что не поверить ему просто невозможно. Поэтому и своим студентам я всегда говорю: “Если вы грудь свою не разорвете и кровавое сердце не выложите на сцену, то ничего у вас не получится. Или так, или никак”. Тогда даже тот, кто ищет в театре развлечения, кто убежден, что на фиг не нужны километровые сопли-слезы, выйдет из зала с растревоженной душой.

- Но вы ведь можете изобразить, не обязательно все проживать!
- Ну да, у нас в этом спектакле огромные зоны молчания, когда мы сидим на сцене, но не участвуем в действии. Свет не на мне, внимание зрителя не на мне - кажется, что можно и отключиться. Но я так не могу, тем более не в этом спектакле, когда мы сыну соседки пытаемся рассказать всю ее жизнь. Да, зритель не увидит моей халтуры, но я не дам партнерам энергетики, общий градус упадет. Если честно, когда вижу, что актриса лишь изображает страдание, мне физически стыдно, мне неловко смотреть.
- Не жалеете, что вам досталась такая несимпатичная героиня со зловредным характером?
- Между Снегурочкой и Бабой-ягой я выберу вторую, она интереснее. Старики вообще отдельная тема, у них, как у детей, все эмоции рядом, они и в жизни артисты. Тут за примерами далеко ходить не надо. А про личное…Я свою маму похоронила, когда ей было 80 лет, все говорили, что хорошо пожила, грех плакать. А я еще два года вспоминала, где и когда не то сказала ей, не уделила достаточного внимания. А у крышки гроба поздно просить прощения. Вот после этого спектакля, знаете, какая самая приятная реакция зрительская была? Написал давний знакомый, сказал, что увидел в спектакле себя и свою маму, которую я тоже хорошо знаю. Я аж на улице начала улыбаться и плакать одновременно, потому что знаю, теперь их отношения начнут меняться. Вот что самое главное. Мы и со студентами много говорим о функции искусства. Да, есть и геодонистическая, развлекающая, приносящая удовольствие, но мы не варьете. Почему павлодарский театр воспитал зрителей так, что его не воспринимают, как развлекуху? Почему туда до сих пор идут при параде, со сменной обувью, и ставят там не комедии, а Достоевского, Сухово-Кобылина! И все, оказывается, про нас, все остро. Сейчас мы говорим, что выросло поколение, которое не умеет сострадать. А кто их такими сделал? Все мы со своими песнями, танцами, развлекухами на кассу. А душа должна работать, как бы банально это ни звучало.

Режиссер-постановщик спектакля “Вдовий пароход” Андрей КИЗИЛОВ - человек, которого в шутку называют комедиографом театра, поскольку он традиционно ставил в основном комедии. Сам режиссер считает, что это скорее был выбор театра, а не его личный, что ему нравится как раз классика и психологическая драма.
- Мой самый любимый и самый сложный, я считаю, жанр - трагикомедия, - признается Андрей. - Все, что я хочу сказать зрителям этим спектаклем: любите друг друга, не залюбливайте, а именно любите. Цените своих близких, но цените и себя тоже. И берегите близких, пока они живы. Конечно, зритель прав, когда жаждет развлечений, сказок. Только сказки бывают веселые, бывают грустные, а бывают жесткие.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Марины КОНСТАНТИНОВОЙ, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО