Зачем им Карл Маркс?
Все закулисье вывернуто наизнанку и выставлено на торги: театр АРТиШОК прямо на лужайке у входа устроил настоящую гаражную распродажу.
Конечно, это немного походит на филиал дурдома: на входе строгий контролер под пристальным взглядом Ленина в медицинской маске измеряет температуру, как только совершается покупка, все аплодируют и кричат браво, а к продаже предложены порой очень странные вещи. Но народ, соскучившийся по событиям, идет бодрым косяком - не столько купить, сколько поговорить с артистами.

- Скажите честно, чего тут больше - модных трендов антиконсьюмеризма и повторного использования или у актеров совсем плохо с финансами?
- Будем говорить честно, у нас непростой период, когда мы просто не можем работать, - признается руководитель театра Анастасия ТАРАСОВА. - Наверное, если бы была возможность, мы бы ничего не продавали. Но сейчас стараемся сочетать приятное с полезным, для нас это своего рода тренировка импровизации. Если говорить с актерской точки зрения, то это тоже интересный опыт и хорошие впечатления.

Бюст Карла Маркса - настоящий долгожитель в театре, он десять лет играл в спектакле Back in the USSR, причем его партнер Ленин, который каждый спектакль падал из рук пионеров и разбивался на мелкие кусочки, был, что называется, исходящим реквизитом. А Маркс оказался живее всех живых. В итоге его отмыли и продают как часть двадцатилетней истории театра.

Актеры честно сказали, что цены не загибают, хотя для них это не просто вещи, а давние партнеры по сцене. Например, этот паренек Том - кукла, изображавшая ребенка в спектакле “Вино из одуванчиков”. Он долгое время был прописан на малой сцене, с ним здоровались, его пугались, с ним шутили…
Очередная покупка, снова раздаются аплодисменты, а актер Чингиз КАПИН торжественно сообщает, что на оплату холодной воды в театре уже заработали.

На траве всюду импровизированные лотки со шляпами, чемоданами, проездными билетами, деревянными масками... Артисты с гордостью сообщают, что это их протестное изобретение. Дескать, обидно же, когда под словом “маска” подразумевается только медицинский аксессуар, ведь изначально это всегда был символ театра. Вот такая маска на палочке защищает от вирусов и от полиции. Рядом скромно лежит муляж бомбы с цифровым механизмом - тоже полезная в хозяйстве вещь, правда, ажиотажным спросом бутафория не пользуется. Но наибольший интерес среди дам вызвал огромный сундук с обувью. Он “работал” в спектакле “Аккомпаниаторши” и вобрал в себя все двадцать лет истории - всю обувь, которая когда-то использовалась в спектаклях. Зато, порывшись в его недрах, вы подберете подходящую по ноге пару, и обойдется она вам всего в 500 тенге.
- Сочиняем цены, сочиняем настроение, - признается Анастасия. - Для нас это скорее уличный спектакль. Но я думаю, мы эту барахолку перенесем в фойе, так что сувениры из нашего закулисья можно будет покупать и потом.

- Это действительно прикольный опыт, - вступает в разговор режиссер Галина Пьянова, - так же, как и попытка открыть летник для выживания. Бариста и официанты мы не очень хорошие. Лично я приносила всем не то, что заказывали, но посетители были довольны. Конечно, сейчас такое время, что на полном серьезе возникают вопросы, что мы умеем еще, что можем делать руками. Они сейчас приходят многим. Но стоит помнить, что все циклично. У нас уже были девяностые, когда многие уходили из профессии, потом возвращались. Была мысль и о том, чтобы сменить страну, потом я поняла, что невозможно все время бежать, пора оставаться и как-то обустраивать жизнь здесь. Так что мы вовсю планируем 20-й юбилейный сезон и играть готовы, даже если в зале будет один зритель. Собственно, с этого мы и начинали. Все повторяется. Спектакли этого сезона будут и о театре, и о нашей жизни, и о том, что в любую эпоху важно оставаться человеком, находить в себе силы жить дальше и делать это достойно.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО