1189

Театру нужен критический взгляд

Отечественные театральные критики решили объединиться в союз, который будет сражаться за качество постановок. Но с того ли начали театроведы?

Театру нужен критический взгляд
Драматург Дулат ИСАБЕКОВ хотел бы вернуться к прошлому.

Планку сразу поставили высокую, взяв пафосное название International Union of theatre critics (Международный союз теат­ральных критиков). Организация заявлена как международная с прицелом на то, что в ее ряды воль­ются коллеги из ближнего, а может быть, и дальнего зарубежья.

Критики начали с того, что разослали анкеты во все театры Казахстана и попросили предоставить информацию о том, что и как ставится, пользуется ли успехом, какие пьесы выбирают режиссеры. Анкеты получили все театры, даже независимые и частные, правда, отвечать пожелали не все, само­удалившись из процесса.

13 февраля, в день рождения национального казахского театра, критики собрались в конференц-зале Дома-музея М. Ауэзова на учредительное собрание. По результатам анкетирования сообщили, что в Казахстане в прошлом году прошло семь международных и три республиканских фестиваля. Безусловным лидером по числу премьер оказался Казахский ТЮЗ им. Г. Мусрепова - 10 спектаклей за календарный год. Всего же в театрах страны состоялась 141 премьера, причем современную драматургию ставят достаточно много - и переводную, и казахстанскую. Но вот тут маленькая оговорка - современной у нас считается драматургия ныне живущих авторов или живших сравнительно недавно, то есть это и ИСАБЕКОВ, и ВАМПИЛОВ, и ПТУШКИНА. Так что по-настоящему новой драмой можно считать лишь одну пьесу нашего соотечественника Олжаса ЖАНАЙДАРОВА. Критики вычис­лили режиссеров, которые ставят много и не ставят вообще. Но о чем говорят все эти цифры? Инициатор создания Союза критиков Мукан АМАНГЕЛЬДЫ призналась, что это лишь количественные выводы, качественных по анкетированию сделать невозможно. Невольно возникает вопрос: разве не проще такую информацию запросить в соответствующем отделе Министерства культуры и спорта?

Формат собрания был выдержан в лучших застойных традициях - от упоминания корифеев до обозначения очень странных векторов.

- Надо возвращаться к прошлому! И делать это смело, не боясь, не опасаясь, что мы идем назад, - так и сказал драматург Дулат ИСАБЕКОВ, заняв трибуну.

Дескать, надо как-то руководить репертуарной политикой театров, чтобы не ставили по два “Гамлета” в одном городе, чтобы чаще обращались к классике. Драматург призвал управлять театрами, не покушаясь при этом на их творческую свободу. Оказывается, такое тоже возможно.

- Когда я работал в Минкультуры, мы дали свободу творчеству всем театрам, - продолжил Исабеков. - Критики у нас тоже работают без определенной направленности, просто стихийно пишут рецензии. Кому они нужны? Мне не нужны. Интересуют проблемы театра, политика, новый подход.

И про новый подход. Печально, что пока профессиональные критики, пытаясь осмыслить происходящее в театральной плоскости Казахстана, словно не замечают по-настоящему живых и важных процессов - к примеру, фестиваль “Откровение”, который дал жизнь нескольким коллективам и тихо загнулся без всякой поддержки, фестиваль драмы Жанайдарова и авторов, которые уже стали лауреатами многих зарубежных премий в области драматургии. Не беспокоит их отсутствие государственных программ и системы грантов для независимых, экспериментальных коллективов. Было бы печально, если бы критики, объединившись, стали лишь дополнением Минкульта и всей громоздкой бюрократической машины. Хотя даже в этом кто-то видит положительный момент.

- По сути это первая попытка объединить критиков и теат­ры страны, - говорит директор театра им. М. Ю. Лермонтова Юрий ЯКУШЕВ. 

- Хочется верить, что появятся молодые ребята, которые не будут замыкаться, а расширят свою сферу. Мы готовы сотрудничать - в этом вопросе у нас настоящий вакуум. Мы вынуждены раз в три года приглашать российских критиков, которые просматривают часть репертуара и делают свои профессиональные выводы.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть