Снимают все, а шедевров мало
В шестнадцатый раз подвел итоги фотоконкурс “Золотой объектив Алматы”. Лучшие работы были отмечены дипломами, а вот Гран-при так и остался стоять на полке.
В этом году на конкурс поступило 266 работ от 51 автора. Даже из Москвы два бывших алматинца, кинооператоры Вячеслав САЧКОВ и Михаил БЛИНЦОВ, прислали свои заявки. Жюри отобрало 68 снимков 45 фотографов.
- Уроверь мастерства участников растет, и это радует. Лет пять назад жюри не из чего было выбирать победителей. На нынешней выставке очень много интересных работ, и наблюдается конкуренция, - отметил член жюри, известный фотограф Олег БЕЛЯЛОВ. - Жаль, не все номинации востребованы. К примеру, моя любимая тема “Флора и фауна” практически не представлена. Хотя у нас в Казахстане много фотографов, которые снимают животный мир, но почему-то они не участвуют в конкурсе.
Жюри определило победителей в номинациях “Портрет”, “Пейзаж”, “Натюрморт”, “Спорт”, “Жанр”, “Мир детства”, “Макро”, “Юмор”, “Компьютерные заморочки”, “Виды Алматы”. А вот в жанрах “Труд”, “Социум”, “Журналистика” претендентов не нашлось.
- В конкурсе, к сожалению, принимают участие в основном любители, а профессионалы обходят нас своим вниманием. Почему? Думаю, все дело в боязни, что их работы не попадут в призеры, а тем более, не дай бог, их обойдет любитель, - сетует организатор фотоконкурса Валерий КОРЕНЧУК. - При этом многие участники после “Золотого объектива” не раз становились призерами международных конкурсов. К примеру, Александр ВЛАСЮК отмечен знаком FIAP Blue Badge как автор лучшей коллекции, удостоен золотой медали Salon Gold Medal на конкурсе Photo Awards-2019, а Александр БОГДАНОВ награжден золотой медалью международной федерации фотографического искусства FIAP Gold Medal за работу “Закат в Алматы”. И таких примеров немало.
Зрители, пришедшие на открытие выставки, бурно обсуждали работы.
Многие отметили, что нынешняя экспозиция получилась интересной, а фотографии - разнообразными. Подолгу разглядывали посетители снимки в жанре “Макро” Нели РАЧКОВОЙ. Понравилась и работа “Шляпа” в номинации “Компьютерные заморочки” Исраила САИТОВА. По словам автора, на создание этой фотографии он потратил целый год. Подолгу задерживался народ и возле портрета актера Владимира ТОЛОКОННИКОВА, который представил Вячеслав Сачков.
- Старая гвардия радует, а молодежь огорчает, - говорит Валерий Дмитриевич. - Каждый год мы готовим призы для юных талантов, но в этот раз награждать было некого. Молодежь сейчас все больше гонится за деньгами, а не за творчеством.
- 16 лет проводится “Золотой объектив”, и за все это время ни разу не присуждали Гран-при. Неужели не было достойных?
- Как ни печально, но факт. К сожалению, пока у нас очень мало участников и не такая большая конкуренция, как хотелось бы.
- Бытует мнение, что сегодня в нашей стране художественная фотография не ценится. Так ли это?
- Абсолютно верно. У нас фотография не считается искусством. Вы видели в магазине в продаже фотопейзажи или фотопортрет? Думаю, нет. У нас хоть один фотомастер получал государственную премию? Нет. А в Литве, например, шесть человек удостоены высшей государственной награды.
- Сейчас мало кто распечатывает снимки. Больше их хранят в цифровом варианте. Как думаете, бумажная версия фотографии умрет со временем?
- Не думаю. Цифровая фотография - это здорово, но в то же время есть риск потерять кадры. Выйдет из строя носитель, и все - нет архива. Недавно у одного фотографа сломался сотовый телефон, в котором было три тысячи кадров. Он пошел в мастерскую, а там просто взяли и отформатировали телефон. Снимки были безвозвратно утеряны. При этом я за цифровую фотографию. Не нужно экономить кадры, потом проявлять снимки и так далее. За 60 лет, что увлекаюсь фотографией, она прошла многие этапы развития и будет дальше развиваться. Надеюсь, что бы ни придумали люди, главным в фотоделе останется творчество.
Увидеть работы победителей конкурса можно на выставке в Академии кино и телевидения университета “Туран”.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото предоставлены Валерием КОРЕНЧУКОМ, Алматы