2081

Хранитель мгновений

Ему 85 лет, из них 60 он не расстается с фотокамерой

Хранитель мгновений

Он снимал Юрия ГАГАРИНА и Евгения ЕВТУШЕНКО. По его кадрам можно проследить, как менялся мегаполис. На днях известный фото­граф Владимир ШУРГАЕВ представил в галерее “Вернисаж” свою 41-ю персональную выставку “Узорочье”.

Фотографией Владимир Михайлович увлекся, когда служил в армии. После демобилизации устроился работать электриком-монтажником. В свободное время писал заметки для местной молодежной газеты.

- Мне не нравились фотографии, которые делал штатный фотокорреспондент к моим материалам, - вспоминает мэтр. - Тогда я стал сам снимать, и фотодело меня буквально поглотило.

“Строительство цирка в Алма-Ате”.

В 1962 году он впервые принял участие в региональной выставке и с тех пор постоянно выставляется. В его архиве тысячи уникальных кадров.

- Вот этот снимок сделан в 1971 году - это строительство первого в Алма-Ате подземного перехода на Жибек жолы, недалеко от ЦУМа, - рассказывает он. - А это кадры со стройки Алматинского цирка. В этом месте был частный сектор. Когда я снимал, от него остался только этот домик. В нем, кажется, жила какая-то старушка, которая не хотела съезжать. Это место узнаете? - спрашивает он меня, показывая на фото. - Это улочка, которая потом превратилась в проспект им. Аль-Фараби. В 1970 году это место выглядело вот так.

Разглядывая снимки Владимира Михайловича, невольно переносишься в прошлое. В каждом кадре - застывшие мгновения истории не только Алматы, но и Семея, Темиртау, Караганды и других городов нашей страны.

- Я родом из Владикавказа. В Казахстан первый раз попал в 1961 году, когда со стройпоездом приехал помогать строить Сурганский элеватор в Целиноградской области. Мои фотографии тогда напечатала районная газета. В Алматы перебрался в 1966 году.

“Дачный пейзаж. Пугало”.

- Какой жанр фотографии вам ближе?

- Городской пейзаж. Мне нравится бродить с фотоаппаратом по улицам и ловить необычные кадры городской жизни.

- В вашем архиве немало интересных снимков. Есть особенно дорогие сердцу?

- Каждая фотография мне дорога. Есть кадры с особой историей, например, снимок Юрия ГАГАРИНА, стоящего на трибуне Мавзолея в Москве рядом с Никитой ХРУЩЕВЫМ. На майские праздники была демонстрация, и я, конечно, попытался встать в одну из колонн. Но меня оттуда вежливо попросили, потому что все было строго. В итоге желающих принять участие набралось очень много, и нас всех собрали в отдельную шеренгу. И вот мы пошли мимо Мавзолея. Наша группа шла близко к трибуне, и я смог сделать несколько снимков Юрия Гагарина.

- Еще одна фотография мне дорога - портрет рижского фотографа Яниса ГЛЕЙЗДСА. Это удивительный человек и мастер своего дела, при том что у него вместо рук были два больших подвижных отростка, а затвор фотоаппарата он приводил в действие при помощи тросика, который зажимал в зубах. В 1982 году он приезжал в Темиртау, и мне посчастливилось с ним познакомиться, - продолжает фотограф.

“Анара”.

На выставке “Узорочье” автор представил ретроснимки и пиксельные фотографии, а также живопись и поделки из дерева. Особое внимание привлекли именно пиксельные работы.

- Я заснул за включенным компьютером и опустил руки на клавиатуру, а когда проснулся и посмотрел на экран, то увидел, что получился необычный рисунок из пикселей, - улыбается автор. - Так родилась у меня пиксельная фотография. Это было столетнее дерево, которое росло на углу улицы Кирова и Панфилова. Эту работу можно увидеть на выставке. Надеюсь, мой эксперимент с пикселями понравится зрителям, - говорит мэтр.

Владимир Михайлович с удовольствием рассказывает про свои работы, вспоминает истории, связанные с ними.

- Ты когда поменяешь свой берет? - шутит кто-то из коллег-фотографов.

- Я бы с удовольствием, да нет таких сейчас, - отвечает Владимир. - На самом деле раньше я носил шляпу, но в ней неудобно снимать. Края мешают. Однажды примерил берет, и мне понравилось.

Уже много лет берет - неизменный атрибут образа Шургаева, а еще белая борода и фотоаппарат на шее. Где бы он ни появился, вез­де найдет особенный кадр. Аксакал фото полон энергии и творческих планов.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть