4074

Невероятная история одного рояля

В Национальном научном кардиохирургическом центре в Нур-Султане появился рояль, переживший блокаду Ленинграда. Недавно сюда привезли еще один уникальный инструмент - блокадную виолончель. Через 75 лет они зазвучали вместе.

Невероятная  история  одного рояля
Концерт 75 лет спустя прямо в холле Центра кардиохирургии.

Первый вопрос, который напрашивается сам собой: мы же вроде про медицинскую клинику говорим - при чем здесь рояль? Но задавать его могут только те люди, которые не знают председателя правления Национального научного кардиохирургического центра Юрия ПЯ:

- Для того чтобы быть успешным не только в сфере медицины, нужно иметь гипертрофированное чувство эмпатии. Особенно это касается медиков, - так он говорит.

Эмпатия - способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека - важна для всех. Другое дело, что именно врачи все время сталкиваются с людьми, переживающими не самые простые в эмоциональном смысле времена.

- Для нас очень важно, чтобы атмосфера в центре была уютной. Чтобы люди хотя бы ненадолго отвлекались от мыслей о своей болезни, о том, где они сейчас находятся, - рассказывает руководитель маркетинга и PR-службы Национального научного кардиохирургического центра Асель МАЖИБАЕВА. - Поэтому у нас в холле есть библиотека, где любой желающий может взять книги (это полное собрание Всемирной биб­лиотеки, которое из дома принес Юрий Пя. - О. А.), кофейня, куда любят приходить наши пациенты. В прошлом году мы начали включать в отделениях классическую музыку и увидели, что людям нравится, это поднимает им настроение. Если так, значит, нужно приглашать музыкантов, что мы и сделали. Концерты в холле нашего центра, которые мы периодически устраивали, стали еще одной традицией. А потом мы решили, что нужно нанять скрипача или пианиста со своим инструментом, чтобы он каждый день приходил и играл для наших пациентов. И снова случай: об этом узнал один из друзей центра - известный музыкант Серик СЫРЛЫБАЕВ, который не раз здесь выступал. Он рассказал, что у них дома хранится рояль, переживший блокаду, и его семья готова подарить его кардиохирургии.

Вера (слева) и Лидия (справа) с тетей.

Про судьбу этого инструмента можно писать книгу. Известна лишь приблизительная дата его изготовления - 1907-1908 годы. Сделали его на одной из лучших фирм Европы, по сей день специализирующейся на му­зыкальных инструментах - Grotrian-Steinweg, в немецком городе Брауншвейге. Еще до революции рояль оказался в семье врача Ильи Ивановича СТАНОВА, который жил в Семипалатинске. Он купил его для дочерей Лиды и Веры, с детства одержимых музыкой. Девочки оканчивают здесь женскую гимназию, потом поступают в Венскую консерваторию, где учатся по классу фортепиано, а после ее окончания возвращаются в Россию. Лида становится солисткой Петербургского симфонического оркестра, Вера живет в Москве - дает уроки музыки и частные концерты. В 1917 году - революция, девушки вынуждены вернуться к отцу в Семипалатинск. Их дом превращается в музыкальный салон - здесь бывает певец Амре КАШАУБАЕВ. Позже старшая Лида уезжает обратно в Ленинград и забирает с собой подаренный тот самый рояль, а Вера остается в Казахстане. Пройдет еще полтора десятка лет, и Лидия Ильинична пустит на дрова почти всю мебель в ее квартире в умирающем блокадном Ленинграде, но этот рояль сохранит. После войны, пережив блокаду, она решит воссоединиться с сестрой и пусть с большим трудом, но перевезет инструмент в Казахстан. К тому времени Вера Ильинична уже основала первую в Алма-Ате детскую музыкальную школу и была там директором. Рояль станет реликвией в их семье. Незадолго до смерти Вера Ильинична, подарит его своей любимой ученице Какен, воспитаннице детского дома, а та передаст инструмент своей дочери - выпускнице Алма-Атинской консерватории, пианистке Айгуль КАДЫРОВОЙ, супруге Серика Сырлыбаева.

Вера Ильинична с учениками: слева от нее стоит Какен Тлепбаева, которой она передаст рояль.

Правда, на рояле никто не играл уже лет сорок - настолько он был расстроен. Как сотрудники центра спасали теперь уже музыкальную жизнь - отдельное приключение. Написали в Германию в ту фирму, на которой больше ста лет назад изготовили этот инструмент: транспортировать его нельзя, может, кто-то из немецких мастеров приедет в Казахстан и настроит рояль? Немцы очень удивились, что он вообще существует, и порекомендовали обратиться в филиал их фирмы в Москве. Наши позвонили в Россию: помогите! Оказалось, что прекрасный мас­тер Мурат КУБЕКОВ есть в Нур-Султане.

- Представляете, мы нашли человека, который живет в нашем городе, через Германию, - улыбается Асель. - Когда Мурат Мурзыканович увидел инструмент, сказал: это чудо, что он сохранился. Вложил очень много сил, чтобы восстановить рояль (его нам подарили в ноябре, а заиграл он только в январе), но не взял за это денег. Мы специально подбирали репертуар: инструмент очень старый, на нем нельзя исполнять что-то громкое, мощное - только нежные, легкие мелодии. Теперь к нам каждый день приходит пианистка и играет - мы специально создали такую ставку в штатном расписании.

Конечно, на этом история могла закончиться, если бы не еще одно удивительное совпадение: первый заместитель председателя правления АО “Национальный научный кардиохирургический центр” Махаббат БЕКБОСЫНОВА за границей совершенно случайно познакомилась с директором Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Натальей МЕТЕЛЕЦЕЙ. Рассказала ей про блокадный рояль.

- Да что вы?! - воскликнула Наталья Ивановна. - В нашем музее хранится виолончель, которая пережила блокаду. Они должны воссоединиться!

Услышать, как звучит необычный дуэт, смогли не только пациенты центра, но и ветераны.

И вот накануне Дня Победы в Национальном научном кардиохирургическом центре совмест­но с коллективом театра “Астана Опера” организовали благотворительный концерт “Блокадная виолончель: встреча 75 лет спустя” - два инструмента с похожей судьбой зазвучали вместе. Услышать их смогли не только ветераны, известные врачи, политики и общественные деятели, но и пациенты клиники. Кроме этого в Библиотеке Первого президента Республики Казахстан - Елбасы открылась выставка, посвященная снятию блокады Ленинграда. Здесь можно увидеть не только ту самую виолончель, но и графические зарисовки 18-летней художницы Елены МАРТТИЛЫ, пережившей самую суровую блокадную зиму в Ленинграде, и другие экспонаты. Выставка продлится до 2 июня.

Оксана АКУЛОВА, фото предоставлены Национальным научным кардиохирургическим центром, Алматы

Поделиться
Класснуть