“Игла”. Перезагрузка невозможна
“В 12 часов дня он вышел на улицу и направился в сторону вокзала. Никто не знал, куда он идет. И сам он - тоже...” Этими словами начинается культовый фильм “Игла”, которому в этом году исполняется 30 лет. К этой дате в Алматы 26 июля в прокат выйдет отреставрированная копия картины. Вчера мы побывали на пресс-показе и пообщались с режиссером фильма Рашидом НУГМАНОВЫМ и автором сценария Бахытом КИЛИБАЕВЫМ.
Когда в 1987 году третьекурсника ВГИКа Рашида Нугманова, который приехал на несколько недель на каникулы домой, пригласили на студию “Казахфильм”, он еще не знал, что это станет переломным моментом в его жизни. Ему предложили продолжить съемки фильма “Игла”, но с условием, что он должен уложиться в оставшиеся сроки и деньги бюджета -190 тысяч рублей.
- Я согласился, но тоже с условием, что буду импровизировать и что-то менять в сценарии по ходу съемок, а также приглашу сниматься непрофессиональных актеров, - вспоминает режиссер.
- Импровизации было много, - подхватывает Бахыт. - К примеру, фраза из картины, которую Моро говорит Спартаку (Александр БАШИРОВ): “Люди в мире разделяются на две категории: одни сидят на трубах, а другим нужны деньги… На трубе сидишь ты” - родилась прямо во время съемок.
После выхода в прокат за 11 месяцев “Иглу” посмотрело более 14 миллионов человек. Картина получила международную славу: приз киноклубов в конкурсе “Особый взгляд” на кинофестивале “Золотой Дюк” в Одессе, главный приз Международного фестиваля в Нюрнберге. А Виктор ЦОЙ, сыгравший главную роль, был признан журналом “Советский экран” лучшим актером 1988 года.
- Когда мы его показывали комиссии Госкино СССР, то вообще думали, что его положат на полку, - вспоминает Рашид Нугманов. - Мало того что сам фильм был неоднозначный - так я еще усугубил ситуацию тем, что снял Виктора Цоя и Петра МАМОНОВА, которые в то время были в черном списке: им нельзя было исполнять свою музыку! Но судьбе было угодно, чтобы картину выпустили в прокат. Единственный момент, который попросили вырезать в Госкино, была надпись “Советскому телевидению посвящается”. Но я стал спрашивать, что им не нравится, в итоге они махнули рукой и отвязались.
- Ожидали, что лента станет культовой?
- Мы об этом не думали. О том, что фильм популярен, я узнал через год. Мы вернулись с Виктором из Америки и шли по Москве. Я решил посмотреть, что идет в кинотеатрах, - и каково же было мое удивление, когда я увидел в списке “Иглу”.
- Рашид, вы всегда говорите, что не собираетесь снимать “Иглу-2”, но, может быть, есть идея снять, например, документальный фильм про Виктора Цоя?
- Нет. Такой поворот означал бы, что я смирился с фактом его смерти, а для меня он жив. По этой же причине никогда не буду снимать продолжение “Иглы”. Я не смогу наблюдать, как кто-то будет претворяться Виктором Цоем. Наш принцип работы с ним заключался в том, что он играл самого себя.
- А можно было не убивать Моро?
- В оригинальном сценарии герой однозначно умирает, но мы решили сделать другую концовку. Да, Моро пырнули ножом, но он встает и идет. Кстати, рядом находится больница, в которой его вполне могли откачать. Если бы я решил снять продолжение, то началось бы все с того, что он очнулся на операционном столе.
- Расскажите о съемках. Вот квартира главной героини Дины - это реальное жилье?
- Все настоящее. Эта квартира, в которой тогда жил Бахыт Килибаев. Правда, мы там перекрашивали стены шесть раз! По сюжету в квартире много скульптур. Отец Дины был художник, и изначально на стенах должны были висеть картины, но мы решили поставить скульптуры. Через все эти детали мы хотели показать историю Дины. Почему она стала наркоманкой? Не из-за того, что ей нравилось кайфовать, а потому, что она потеряла смысл жизни. Если вы обратили внимание, то цветы все высохли, часы не работают, рыбки в аквариуме умерли.
- Как думаете, насколько фильм будет интересен нынешнему поколению?
- Сложно сказать, - задумался Рашид Нугманов, - но надеюсь, что будет интересен.
- Когда я сегодня смотрел “Иглу”, то увидел огромное количество кодов, которые относятся к сегодняшнему дню в том или ином масштабе, - заметил Бахыт Килибаев. - Много слов резонируют в новом ключе, не в том, что тогда, когда фильм снимался. Такое ощущение, как будто то время мы воспроизводили через аналоговый прибор. Я собираюсь привести на показ своих детей. Мне очень интересно через этот фильм пообщаться с ними. Что-то они узнают обо мне, а что-то я о них. Мне кажется, этот фильм подходит для семейного просмотра.
- Показ будет только в одном кинотеатре в Алматы или же картина выйдет в большой прокат?
- Пока только один кинотеатр вышел к нам с таким предложением. Изъявят желание другие - мы только за.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА и кадры из фильма, Алматы