Разведка театром
В Алматы с постановкой “Узаконенное беззаконие” побывал грузинский Государственный театр им. Шота Руставели. Его художественный руководитель, известный режиссер Роберт СТУРУА (на снимке), перед спектаклем рассказал о судьбе и удаче, современной драматургии и как театрам сейчас сложно выживать, а еще о том, что никогда не будет преподавать и вообще мечтает уйти на покой и жить где-нибудь у моря.
Роберта Робертовича знают во всем мире как неординарного и блистательного постановщика пьес Шекспира и Брехта. Его спектакли “Кавказский меловой круг”, “Король Лир” и “Ричард III” на сцене Театра Шота Руставели вошли в классику мирового театрального искусства. И это только малая часть его достижений. 31 июля Роберту Стуруа исполнится 80 лет, но он полон сил, энергии и творческих планов.
- Впервые за 140-летнюю историю существования Театра Шота Руставели мы приехали к вам с гастролями, - отметил маэстро. - В прошлом году я приезжал на юбилей к вашему удивительному актеру Юрию ПОМЕРАНЦЕВУ, но это был другой повод. Спасибо казахстанским друзьям за возможность выступить перед вашей публикой. Сегодня пригласить 34 человека из Грузии в любую страну - это проблема.
Мы привезли спектакль, который поставили два года назад по пьесе “Исключение и правило” Бертольта Брехта, написанной в 30-х годах XX века, за несколько лет до прихода ГИТЛЕРА к власти. Мы сделали свою адаптацию этой постановки, потому что Брехт еще не знал, что произойдет с его родиной и нефтью. Сегодня она из нормального энергоносителя превратилась в политический и социальный ресурс. Хочу предупредить, что постановка - это условный театр. Поставить Брехта в канонах классического, бытового театра не получится.
Работа над пьесой была сложная. У Брехта зонги (злободневная сатирическая песенка, используемая в современных музыкальных спектаклях, представлениях) - часть его эстетики. Мы немного смягчили немецкую прямолинейность и превратили тексты практически из учебника политэкономии в удобоваримые для слуха. Музыку к песням написал известный композитор Гия КАНЧЕЛИ.
Могу сказать, что у спектакля неожиданный финал. Это связано с чемпионатом мира по футболу. Серьезно!
К слову, социально-политические процессы, происходящие в мире, всегда находят отражение в спектаклях Стуруа. Он выпустил более 80 постановок в театрах десятков стран. Его театральные эксперименты - как контрастный душ. Маэстро постоянно ищет новые формы и считает, что без этого театру нельзя.
- Я думаю, что театрам сейчас везде сложно. Государству они не очень нужны, и оно не тратит на них деньги. У нас в Грузии говорят, что мы важная составляющая нашей культуры, но я чувствую, что они сами в это не верят.
- Тем не менее вы еще в 70-х годах начали ставить свои постановки в западных странах…
- Совершенно верно. В Эдинбург мы попали на фестиваль с двумя спектаклями - “Ричард III” и “Кавказский меловой круг”. Последний имел успех у всех слоев населения и у всех властей. Несмотря на то что в нем были острые моменты. После этого нас пригласили в Лондон, но возникли проблемы. Мы уже потеряли надежду, что поедем туда, но вдруг нас все-таки выпустили. Почему? Я вообще фаталист. Судьба для меня очень красивая женщина, которая взяла за руку и ведет. А я слепо иду за ней. И она никогда мне не изменяла. Иногда я с удивлением думаю, почему так часто ездил за рубеж, когда никого особенно туда не выпускали. Возможно, у меня был покровитель, о котором я не знал. Мой художник говорил, что я крупный разведчик и когда на разных сценах перестраиваю мизансцены, то этим подаю знак резидентам.
Роберт Робертович любит шутить и считает, что смех - лучшее лекарство от всего. Смех и театр. Его любимый жанр - трагический фарс. Он любит своих актеров, но не хотел бы заниматься преподаванием.
- Я пробовал преподавать, но понял, что у меня нет к этому таланта и сил. И за те пять лет, которые потратил на обучение режиссеров, я мог бы поставить 20 хороших спектаклей. Конечно, приходится быть педагогом, когда я работаю с артистами, но это другая история.
- Есть спектакли, к которым вам хотелось бы вернуться и пересмотреть с учетом жизненного опыта?
- Нет. Я забываю спектакли, которые ставил. Особенно хорошие, чтобы не повторяться. Я очень критичен к себе. Режиссер - это первый зритель, который видит, что за спектакль появляется перед ним. И если он не будет самым критичным, жестоким и придирчивым зрителем, спектакль не получится. Кроме того, в мире еще столько хороших пьес, а мне осталось так мало жить…
- Какие пьесы вы еще хотели бы поставить?
- Сейчас мне очень хотелось бы уйти из театра и засесть где-то около моря. Читать книги и слушать музыку. Кроме того, я раньше неплохо рисовал - мой отец был очень хорошим художником. И вот сидел бы и рисовал море. Вокруг бегали бы внуки и мешали мне. Но их беготня мне мешала бы меньше, чем беготня актеров вокруг. Но не уверен, что мой темперамент это позволит.
Два дня шел спектакль “Узаконенное беззаконие” на сцене Государственного академического театра драмы им. Ауэзова.
К сожалению, в первый день праздник встречи с грузинским искусством был испорчен слабой организацией принимающей стороны. Поскольку спектакль шел на грузинском языке, то, естественно, был с переводом. Сначала возникла проблема с получением наушников - за них требовали удостоверение личности, и образовалась большая очередь. Начало задержали практически на целый час. На этом сюрпризы не закончились, и возникли проблемы с переводом. В итоге зрители стали покидать зал.
Во второй день, говорят, все нюансы были учтены и спектакль прошел на ура.
К слову, постановка, игра актеров, мизансцены, музыка и сценография очень хорошие. Пьеса, написанная в начале 30-х годов, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Она заставляет зрителя взглянуть на многие аспекты бытийного характера с неожиданной точки зрения, в новом ракурсе.
27 июня “Узаконенное беззаконие” пройдет во Дворце мира и согласия в Астане, и надеюсь, в столице таких казусов не будет.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы