Ритмы Тенгри
В южной столице в шестой раз прошел международный фестиваль современной этнической музыки The Spirit of Tengri. Своим творчеством алматинскую публику порадовали более 90 артистов из 14 стран.
На два дня площадь Абая перед Дворцом Республики трансформировалась в огромную танцплощадку, на которой народ веселился от души. Высокий вокал, драйв ударных и веселые мотивы песен задали настроение нынешнего фестиваля. В этом году свою музыку привезли гости из Франции, Испании, Израиля, Австралии, Мозамбика, а также из стран Центральной Азии.
- Сегодня мы уже достигли такого уровня, когда The Spirit of Tengri стоит в графиках многих групп, которые хотят приехать к нам, - говорит один из организаторов Батыр КАЗЫБАЕВ (на снимке). - В мире семь тысяч различных фестивалей, и мы занимаем не последнее место в этом списке. Музыкантов, желающих попасть на нашу площадку, достаточно, но мы отбираем лучших.
- Есть группа, которую вы мечтаете увидеть?
- Таких групп много, но заветная мечта - увидеть на нашей площадке основателя современной фольклорной музыки Питера ГЭБРИЭЛА. Надеюсь, когда-нибудь алматинцы услышат его музыку вживую.
По традиции фестиваль открыл совместный номер узбекской группы Abbos с мастерами горлового пения Радиком ТЮЛЮШЕМ (Тыва), Александром АРХИНЧЕЕВЫМ (Бурятия) и Ринатом РАМАЗАНОВЫМ (Башкортостан). Затем на сцене остались гости из Узбекистана, которые порадовали зрителей национальными мелодиями, а также эстрадными хитами с использованием традиционных узбекских музыкальных инструментов - карная (медный духовой инструмент), дойры (ударный музыкальный инструмент типа бубна).
- Хотели приехать на фестиваль еще в прошлом году, но не судьба, - рассказывает лидер Abbos Равшан ЮНУСОВ. - Не все получилось, что хотели показать, но в следующий раз исправим все недочеты и удивим новой программой.
Выступать первыми всегда непросто, но, по мнению зрителей, Abbos исполнил хорошую музыку. И даже начавшийся дождь не испугал зрителей, которые пустились в пляс под звуки дойры.
Если для гостей из Узбекистана это было дебютное выступление на фестивале, то группа Shono (в переводе с бурятского - волк) уже известна нашей публике. Ребята приезжают к нам не первый год и каждый раз удивляют и завораживают. Репертуар коллектива составляют народные сказания и эпосы-элигеры, которые исполняет основатель Shono, мультиинструменталист Александр АРХИНЧЕЕВ. К слову, он играет на многих музыкальных инструментах, в том числе на бурятских и монгольских: морин-хууре, сух-хууре, лимбе, хомусе-гембарде и других. За это его даже прозвали “человек-оркестр”. Еще он владеет горловым пением.
- Мы с удовольствием выступаем на вашем фестивале, потому что тут особая энергетика и потрясающая публика, - признался Александр Архинчеев. - Сегодня мы сыграли несколько новых песен, которые войдут в наш новый альбом. Репертуар группы - это народное творчество, которое мы аранжируем и преподносим по-своему. Миссия нашей группы - развивать, сохранять и нести красоту и мощь бурятской культуры.
Не менее интересными были выступления израильской группы Q2A, которая миксует арабские мотивы с африканскими ритмами в стиле джаз; сборной команды Ezza из Нигерии, представляющей на мировой сцене стиль туарегских племен; башкирских рокеров Argymak, а также гостей из Франции YELÉ и армянского коллектива Gata Band. Гости из Армении поразили музыкой в самое сердце. Соединив национальные мелодии с современной музыкой, они смогли создать новое направление. Но больше всего поразило разнообразие инструментов, на которых играют эти музыканты. Кроме национальных, таких как дудук, зурна, камани, саз, дап, паркапзук, они задействуют персидскую сантуру, африканскую калимбу, латиноамериканские ударные инструменты и бельгийский кельстоун.
Во второй день первой на разогрев зрителей вышла казахстанская группа Aldaspan. Ребята сыграли настоящий этно-рок и зажгли так, что даже дождь сбавил свои обороты.
Всего на сцене за два дня выступили 11 великолепных ethnoworld-групп и ряд ди-джеев.
Финальный аккорд поставили участники проекта Steppe Scape, соединившего музыку Европы и Азии, древние традиции и современные технологии.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА и Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы