Максим АВЕРИН: Живите здесь и сейчас!
Российский актер Максим АВЕРИН (на снимке) может быть брутальным мачо и трогательным романтиком, колоритным мерзавцем и нежным мечтателем. На днях он представил в южной столице свой моноспектакль “Все начинается с любви”, и алматинская публика увидела другого Аверина.
Это был не просто спектакль, а настоящие откровения артиста. Два с половиной часа он пел и танцевал, читал стихи и рассказывал байки, плакал и смеялся.
- Когда-то давно первые шаги в моноспекталях я сделал здесь, в Алматы, - признался актер. - Рад, что снова оказался в вашем городе. Спасибо ребятам из творческого проекта Лекторий.kz за приглашение. Это люди нового времени и благодаря им постановка «Все начинается с любви», которая объездила очень много стран, доехала до Казахстана. Сейчас идет такое время, когда меняются понятия о театре. Публика устала от просто среднего материала, который ей предлагают. Зрители хотят чего-то нового. И артисты понимают, что нужно делать интересную работу. Театр создан для того, чтобы вдохновлять человека к жизни.
И Аверин вдохновлял. Пронзительно исполнил романс “Гранатовый браслет” и стихотворение Бориса ПАСТЕРНАКА “Научи меня жить”. Народ в зале плакал. А он, уже приплясывая, шутил, что люди не выпускают телефоны из рук, забывая о простых вещах.
“Всю нашу жизнь мы торопимся, летим, бежим. Думаем: завтра, завтра все успеем, начнем нашу новую, счастливую жизнь... А так иногда хочется остановиться, оглянуться, вдохнуть глоток жизни”, - произносит Максим, и зал отвечает аплодисментами, соглашаясь с его словами.
Не успевают зрители проглотить застрявший в горле ком, как актер уже читает стихотворение Агнии БАРТО “Первая любовь” и рассуждает на эту тему.
- Понимаете, любовь - это не только вздохи под луной, любовь - путь человека в этой жизни, - говорит Максим. - От рождения, первого прикосновения мамы до последней секунды. Это путь к Богу. Бог для меня - это любовь. В этом спектакле собрано много грустного, печального, веселого, но это я сегодняшний.
- Как рождался проект? Как он настаивался? - интересуемся у актера.
- Правильное слово - “настаивался”. Когда на меня свалилась популярность, я к ней отнесся иронично, потому что нет ничего более нестабильного, чем популярность. Публика может тебя вознести, а может… У меня есть любимая фраза: “Публика тебя подбрасывает высоко, но быстро убирает руки”. Так вот, возник спрос, нужно было ездить с творческими вечерами, отвечать на записки. Но мне это было скучно. Вопросы одни и те же. Я делал так: читал, отвечал на вопросы и снова читал. И потом понял, что могу полтора часа один держать внимание зрителей. Постепенно появилась форма, содержание стало наполняться, и я осознал, о чем этот спектакль. Самое интересное, что он постоянно меняется. Есть, конечно, неизменные вещи, но и они себя по-разному чувствуют на разных сценах. Это такая химическая штука. Публика вчера и публика сегодня разная. Можно говорить один и тот же текст, но все будет по-другому. Сейчас много пустых пьес, на которых публика мило проводит вечерочек. Но я не хочу выходить к публике с милым вечерком. Моя цель - чтобы зрители уходили со встречи со мной с новым ощущением.
И вновь смена декораций. Потрясающий номер про великих артистов, которых уже нет: Людмилу ГУРЧЕНКО, Андрея МИРОНОВА, Владимира ВЫСОЦКОГО и других. И опять ком в горле. Максим, отвернувшись от зала, смахивает слезы.
- Помню, как меня пригласили на день рождения Людмилы Гурченко, - рассказывает он. - Я приехал после спектакля. Накатил для храбрости и стал общаться с Людмилой Марковной. Читал ей стихи, а она пересказывала мне сериал “Глухарь”. Потом спросила: “Уже плюют в спину?” И добавила: “Плюют в спину - это хорошо. Это значит, что ты впереди”.
Аверину настолько удалось завладеть душами зрителей, что было даже страшно пошевелиться, чтобы не нарушить эту гармонию. Зал словно проживал с ним все происходящее на сцене.
- Жизнь - это не кино. В ней невозможно сделать еще один дубль. Жить нужно, не оставляя черновиков - писать надо начисто, набело. Прошлое… Ну что в нем копаться? Было и было. Прошло. Будущее? Но мы же с вами знаем, как оно призрачно. Жизнь - она здесь и сейчас. Будьте счастливы сегодня. И любите друг друга! - произносит он.
И снова гром оваций. К слову, в зале филармонии им. Жамбыла на спектакле был аншлаг.
- В кино я попал в шестилетнем возрасте, - рассказывает он. - Мой папа трудился на “Мосфильме” художником-декоратором и как-то взял меня на работу. Шли съемки картины “Похождения графа Невзорова”, и меня заметил режиссер. Он спросил: “Что за малыш на площадке?” Все забегали, но тут появился отец и сказал: “Это мой сын”. Так что можно сказать, что свою первую роль я получил по блату (смеется). Режиссер велел мне танцевать. И я танцевал несколько дней подряд, а на экране это были несколько минут. Но я уже заболел этим искусством. В 9 лет играл в Театре миниатюр в спектакле “Бранденбургские ворота” и параллельно обучался актерскому мастерству в театральной студии при Доме кино. И пошло-поехало.
- Вы проникновенно читаете стихи. А есть произведения, от которых у вас мурашки по коже?
- Люблю слушать моего учителя Константина РАЙКИНА. Как читает он, никто не может. Алиса ФРЕЙНДЛИХ, когда читает “Монолог женщины” Роберта РОЖДЕСТВЕНСКОГО, мурашки бегут.
- Есть ли время для чтения? Кто ваш любимый автор?
- Читать обожаю с детства. С собой всегда вожу много книг. Если я попадаю в книжный магазин, то не возвращаюсь без покупки. У меня есть уникальные экземпляры, например архив Чарли ЧАПЛИНА. Я фанат этого актера. Есть первые издания Владимира МАЯКОВСКОГО, произведения Роберта Рождественского с его автографом.
- После роли Глухаря вы появились на экране в образе Желткова из “Гранатового браслета” в картине “Куприн”. Неожиданный поворот: от брутального оперативника до неврастеника. Как вам досталась эта роль?
- Я ушел из сериала “Глухарь”, и вдруг звонок: “Мы хотим предложить вам роль в “Гранатовом браслете”. Я ответил, что в этом произведении есть одна роль, которую я хотел бы сыграть, - Желткова. В тот момент я был бритый и никак не попадал в формат неврастеника, героя, который может покончить с собой из-за любви.
Благодарен Константину ЭРНСТУ, который пошел на этот эксперимент. Я приехал на пробы. У меня был аврал: в тот момент я выпускал две премьеры - “Отелло” и “Пигмалион”. Практически не спал, но мне кажется, что на пробах я сыграл лучше, чем в фильме. Был момент какого-то куража. 14 минут на экране, но они дорогого стоят. Кстати, “Гранатовый браслет” - знаковое произведение для меня. С ним я поступал в театральный институт, буквально случайно взяв с полки первую попавшуюся книгу. На втором курсе также исполнял роль Желткова.
- В 2003 году вы снялись в ленте Вадима АБДРАШИТОВА “Магнитные бури”. Это был ваш первый серьезный образ?
- Абсолютно точно. До этого я снялся в комедии “Любовь зла”. Это было нечто. Когда увидел себя на экране, то подумал, что это конец моей карьеры. Но потом меня пригласили к Вадиму Абрашитову. Когда он меня увидел, то обалдел. История-то про рабочий поселок. Вадим Юсупович многому меня научил. Он мой университет в кинематографе. Если театр - это мощная энергия, то кино - это полутона. Чуть больше дал эмоций, и все сразу разрушается.
- В реальной жизни приходилось применять опыт, связанный с вашими ролями? Например, медицинскую помощь оказывать?
- Слава богу, нет. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом.
На моноспектакле зрители увидели многогранность актера, почувствовали его бешеную энергетику и харизму. Когда прозвучал последний аккорд, зал в едином порыве поднялся аплодируя. Зрители кричали “браво!”, дарили цветы, подарки, признавались артисту в любви. А он, взмыленный, улыбался и кланялся. Потом спел напоследок “Я милого узнаю по походке” и, махнув рукой, скрылся за кулисами. А на душе осталось ощущение светлого настроя с верой в жизнь…
Надежда ПЛЯСКИНА, фото с сайта Максима АВЕРИНА, Алматы