Сердечная недостаточность
В рамках фестивальной программы “Откровения” был показан совершенно потрясающий кукольный спектакль о материнском сердце.
Спектакль наш, отечественный, молодого режиссера Антона ЗАЙЦЕВА (на снимке), который едва ли не в одиночку уже который год пытается доказать, что кукольный театр - это серьезно. И зритель может быть взрослым. Более того, у Антона Зайцева это блестяще получается, вот только в репертуаре государственного кукольного театра спектакль “Ана журегi” заметить трудно: здесь все больше традиционные истории про медвежат, цыплят, Красную Шапочку…
За основу взята легенда о том, как нерадивый сын позабыл про мать, оттолкнул ее, предал и опомнился лишь на могиле человека, который любил его больше всех. Изложена эта притча лаконично, в виде нескольких картин, сменяющих друг друга, а перемежаются они чтением писем к матери, в которых, конечно, дети говорят о том, как многим ей обязаны.
Главный герой - забавная кукла ребенка, словно сплетенная из веточек, наивная и неуклюжая. Мама его баюкает в колыбели, потом он учится ходить и падает, конечно, на руки, заботливо подставленные мамой. Вот он пытается найти общий язык с друзьями. А вот подпадает под очарование странного существа на каблуках и с конской головой. Сообщает маме, что хочет жениться и в доме нет места двум хозяйкам, ей придется ехать в деревню, с глаз подальше. Отталкивает мать, она падает, расплескивая молоко из кувшина. Сакральная метафора, хотя только что они пили обычный чай на обычной кухне. И так весь спектакль. Реальность и фантасмагория добавляют драматизма.
Метафоры нанизываются друг на друга. Их дополняет пластика: не эстетствующий танцующий театр, а тот самый, где жест говорит больше и конкретнее, чем слово.
Час действия. Ничего лишнего. Придраться не к чему. Разве что к небольшим заминкам у актеров. Видно, что играют спектакль они нечасто. А жаль. Потому что он как раз для той возрастной категории, которая уже выросла из плюшевых историй про заек и еще не доросла до “большой” классики в академическом театре.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы