Другая реальность

В современном искусстве наблюдается любопытная тенденция: чем масштабнее фигура художника, тем меньше попыток дать оценку тому, что он делает. Критическое осмысление и анализ автоматически заменяются на открытую демонстрацию интереса в форме интервью или мастер-классов: и художнику приятно, и самому напрягаться не приходится. 20 января в Астане открылась выставка художника-постмодерниста Жана-Франсуа РОЗЬЕ (на снимке), которая еще раз доказала - мы с трудом понимаем даже то, что касается нас лично.
Розье - фотохудожник-гиперреалист, представитель цифрового барокко. Впервые попав в Астану в мае прошлого года, он был так впечатлен футуристичной гармонией ее архитектурных форм, что решил непременно создать цикл работ “Гипер Астана”. Этот комплимент поставил нашу столицу в один ряд с такими источниками вдохновения, как Стамбул, Барселона, Бразилия и Версаль.
Фотографируя цельные здания и их отдельные части, Розье, многократно приумножая их и трансформируя, создает уникальные изображения на стыке сюрреализма и арт-конструктивизма. Таким образом, привычные формы меняют свои очертания и становятся частями новых композиций. Иногда они и впрямь напоминают барочную архитектуру, иногда мозаику, фреску, калейдоскоп или даже те более привычные глазу трансформации реальности, что обыватель мог бы наблюдать в фильмах вроде “Начала” Кристофера НОЛЛАНА и “Доктора Стрэнджа”. Впрочем, такое сравнение все же утрированно, ибо в названных картинах трансформация лишь трюк, рассчитанный на “вау-эффект”, тогда как в работах Розье происходит диалог между философским началом художника и экзистенциальным началом архитектуры.
Так, “Казмедиацентр” становится Вавилонской башней, отель Rixos - висячими садами Семирамиды, а Дворец независимости - египетскими пирамидами. Такое ассоциативное творчество не просто отражает уникальность видения художника, но и автоматически включает город XXI века в контекст мирового художественного искусства.
Однако впечатляет не только это. Увлекает и завораживает то, с какой педантичностью художник оставляет в этом реконструированном пространстве место для объективной реальности вроде лиц строителей на ЭКСПО-объекте и для привнесенных дополнений, эдаких “пасхалок”, призванных намекнуть смотрящему на образ мысли творца. Вот по футуристическим коридорам катятся цветные шары, заставляя вспомнить всем известную винтажную игру, а вот по египетским пескам бредет слон. Животные - это латентный символизм. Помните носорогов и жирафов Дали? У Розье форму меняет окружающий мир, а символ при этом сохраняет первозданный вид. Слон - мудрость, дельфин - разум.
Удивительно, как в этой палитре начал автор умудряется отыскать место для себя самого. Вот он в черном плаще и шляпе задумчиво прогуливается по анфиладе проекций Назарбаев Университета, вот молчаливо скользит в лодке по водной глади мечети “Хазрет Султан”, а вот склоняет голову перед энергетическим центром столицы - Дворцом мира и согласия.
В этом образе задумчивого мыслителя, облаченного в черное, он ненадолго предстал перед публикой и в вечер открытия - во время перформанса “Урбанизация души”, созданного совместно с известным столичным художником Асхатом АХМЕДЬЯРОВЫМ. В хитросплетениях гофрированных труб вдруг обнаружились человеческие начала, пытающиеся в борьбе с урбанией обрести гармонию и связь друг с другом. Мысли двух разных художников стали единым произведением. Недаром организацией выставки Розье занималась арт-консультант Дина БАЙТАСОВА, чья ассоциация развития искусства IADA устроила в прошлом году настоящий бенефис Ахмедьярову в формате выставки “Единственное множественное”. Еще одно доказательство того, что с легкостью понять и воспринять большого художника может только другой большой художник. И дело тут, разумеется, не в громкости имени и популярности - дело в особом мировоззрении.
Евгений ЛУМПОВ, фото автора, Астана







