Жёсткий реализм
Алматинский галерист Юрий МАРКОВИЧ уверен, что казахстанским художникам надо пытаться продавать свои работы в Европе.
Дело в том, что отечественный рынок давно уже переполнен. Об уровне продаж можно судить по тому, насколько упала активность галерей и арт-менеджеров, которые и должны создавать имена и продавать работы художников. Ведь именно они создают рынок. Вот поэтому Юрий Маркович уже несколько лет упорно вывозит казахстанских авторов на международные ярмарки. Интерес европейцев оказался настолько ощутимым, что в этом году после поездки в голландский Роттердам Маркович открыл там представительство арт-агентства. И признался, что сильно завидует китайским коллегам.
- В Европе совсем иначе относятся к произведениям искусства, и у них принципиально иные цены, которые начинаются примерно от тысячи евро за живописную работу, - говорит Юрий. - И наши соседи давно стараются проникнуть в Европу. Это видно невооруженным глазом: если мы привозим несколько художников частным порядком, то китайская сторона представляет на арт-ярмарках сразу несколько галерей. Причем их попытки проникнуть на европейский арт-рынок ощутимо поддерживаются государством.
Казахстанское искусство пока не слишком хорошо знакомо зарубежному зрителю. Контемпорари-арт, то есть разные объекты, инсталляции, медийные работы, оказались в авангарде - именно их чаще всего вывозят и продают. На государственном уровне во время культурных мероприятий обычно можно увидеть реалистичное искусство с национальными темами. Оно хорошо для презентации страны, но не всегда вызывает интерес у коллекционеров. А вот самое интересное для обывателя искусство современных авторов оказывается практически непредставленным. Ну разве что личные контакты художников помогают организовать ту или иную выставку за рубежом, но не всегда такие экспозиции рассматриваются профессионалами:
- Западный рынок очень жесткий, закрытый, и местное художественное сообщество защищает его. У одиночки очень мало шансов попасть туда, тем более что мы действительно сильно отличаемся. У нас могут художнику сказать: “Иди поработай на Арбате, набей руку, а потом покажешь работы”. Для западного галериста опустившийся до этого уровня автор уже никогда не станет продаваемым серьезным художником. И, может быть, это обидно для наших авторов, но реалистичная живопись в Европе не востребована, потому что там своя большая армия авторов, точно копирующих окружающий мир. Но если соблюдать все правила, по которым играет европейское арт-сообщество, то можно признать, что у нас неплохие шансы, учитывая, что казахстанский арт-рынок достиг своего дна и кажется, что хуже уже быть не может.
- Пока нас за рубежом не покупают за имя, - говорит художник Евгений ФРИДЛИН. - Это здесь нас знают, а там надо зарабатывать репутацию с нуля. Но зато получается и честнее - работу покупают в том случае, если она действительно понравилась.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено галереей “Улар”, Алматы