1943

Вызовите мне такси!

Накануне съемок фильма “Гламур для дур” Баян ЕСЕНТАЕВА, которая должна была играть одну из главных ролей - богатую родственницу, попала в больницу с ножевым ранением. Почему режиссер так легко заменил звез­ду, на которую делал ставку, на малоизвестную Асель Акбарову? Будет ли он дальше работать с ней? Какие еще неприятности случались во время съемок? Обо всем этом рассказывает режиссер Аскар УЗАБАЕВ (на снимке). 

- Тогда действительно все считали, что надо отложить кино. Происшествие сильно выбило из колеи всех участников проекта. Да и сама Баян потом говорила: “Ну что же ты не подождал меня?..” Но у меня очень плотный график, один проект идет за другим, и, сдвинув сроки одной картины, я бы очень сильно подвел следующие проекты. Я считаю, что замена - это обычный рабочий момент, а с Баян мы уже решили, что с нового года начнем работу над другим кино, в котором она будет играть, причем в два раза больше, чем в “Гламуре для дур”. Я всегда знал, что у нее железный стержень внутри. Вот буквально несколько дней назад мы с ней разговаривали по телефону и обсуждали эти планы.
- А замену с Баян вы не обсуждали?
- Продюсер этого фильма я, я в него вкладываю деньги и не собираюсь обсуждать замены с кем-то. Хотя Баян мне уже как старшая сестра - мы с ней много раз ругались, зарекались работать вместе, но она меня прекрасно понимает, а я это очень сильно ценю.
- Проект начался очень сложно, к тому же подводила погода и еще множество мелочей. Насколько вы суеверны?
- Я верю только в одну примету, что на площадке нельзя щелкать семечки. И пару раз действительно так получалось, что если кто-то грыз их, то весь отснятый в этот день материал шел в корзину по тем или иным причинам. Убедившись в том, что это правило работает, я стал следить, чтобы никто не щелкал семечки. Даже когда Баян застал с пакетиком, выдал ей по первое число. Летели со съемочной площадки и она, и семечки.
- Есть для вас разница: снимать профессионального актера или не имеющего соответствующего диплома, звезду или простую девчонку?
- Что касается звезд, то перед началом работы я сразу расставляю точки над i. Предупреждаю, что буду материть на съемочной площадке, буду называть бездарностью. Если человек готов это терпеть, то мы работаем. На самом деле я не такой страшный и грозный. На этом фильме со мной вместе работали мои ученики, и они все время ждали, когда же я покажу свой ужасный характер. Но кричать необязательно, достаточно отойти в сторону с актером и поговорить о его никчемной жизни. Я работаю с молодыми, которые еще не успели зазвездиться, да и вообще мало у кого из наших казахстанских актеров есть в активе очень яркая роль в кино, которая бы ставила их в особое положение. Что касается профессионалов, то я готов работать с любыми актерами: заслуженными, с корочками, со звездными болезнями. Но зачастую именно в профессионалов очень сильно въедается театральная специфика, и даже на пробах они не способны искренне сделать то, что делают ребята с улицы.
- Говорят, вы не одну актрису довели до слез на съемочной площадке. Женские слезы вас не трогают?
- Я их столько снимал за свою жизнь... Конечно, это очень плохо, когда женщина плачет вне кадра, но у всех свои проблемы. В конце концов, я на этих женских слезах и зарабатываю. И чем больше слез, тем лучше фильм. Если серьезно, то казахи очень сентиментальны. Чем сильнее страдает главный герой, тем сильнее публика в него влюбляется. Вот почему у нас и любят корейское, турецкое и индийское кино.
- Скажите честно, вам самому не противно от тех фильмов, по которым вас знают казахстанцы? Ориентированных на очень молодую аудиторию, с мыльно-сопливыми сюжетами... Сами вы такое кино не стали бы смотреть.
- Я к той аудитории, для которой снимаю кино, не отношусь и не хочу относиться. Бывает, что во время съемок буквально подкатывает тошнота. Частенько в такие моменты оборачиваюсь к директору фильма с шуткой: “Вызовите мне такси, чувствую, что мне надо просто уехать отсюда”. Но у меня есть и авторское кино, и даже достигнута договоренность с одним очень хорошим отечественным продюсером, что он проспонсирует задуманные мною проекты. Это Аскар Узабаев, который уже помог мне снять фильм “Шлагбаум”, отмеченный призом на МКФ. Так что я снимаю коммерческое кино, чтобы иметь возможность делать то, что хочу для души.
- Обычно у нас люди доход инвестируют в джипы, особняки, жен и детей, а не в “для души”...
- До нового года у меня очень плотный график. А потом я планирую как раз заняться личной жизнью. Это будет план номер один - нарожать детей, сбежать в горы и построить там особняк.
- “Шлагбаум”, несмотря на награду, далеко не так популярен, как остальные ваши фильмы, в том числе и снятые с Баян Есентаевой.
- Это абсолютно реальный фильм про нашу жизнь. На его съемки мы потратили всего 15 тысяч долларов. А в прокате заработали 5 тысяч, то есть даже не вышли по нулям. Но как только авторы кино задаются серьезными вопросами, казахстанскому зрителю становится скучно. Этим мы очень сильно отличаемся от европейцев и даже россиян. Видимо, у нас такой менталитет, главное, чтобы все было хорошо и ничем не заморачиваться. А вот “Гламур для дур” - это кино для молоденьких девочек. Для них там даже есть мысль, что популярность не может быть самоцелью, что не в лайках счастье. Фильм семейный, с очень казахским сюжетом.
- Что значит казахский сюжет?
- У казахов очень сложные семейная структура и внутренние отношения. Есть вещи, которые характерны именно для нас. Например, попить чай с гостями, потом проводить их и попить чай снова, уже обсуждая гостей.
- А не возникает желания снять такое кино, которое объединит людей, живущих в Казахстане? Титульных и нетитульных, “асфальтных” и “неасфальт­ных”?
- Такой задачи я перед собой не ставил. Дело в том, что основной вал людей, посещающих кино, - это не Алматы и не Астана. Совсем не эти два города делают кассу проката в стране.
- У вас были очень запоминающиеся будни: каскадеры на крыше авто ездили, главная героиня стояла на краю много­этажки, собираясь сброситься вниз, снимали падение со стола. Какая сцена запомнилась больше всего?
- На барахолке. Обычно отечественные фильмы экономят на массовке, поэтому мне было удивительно видеть в кадре столько народу - какой-то оливье из людей. Причем они настолько обременены жизнью, что даже никак не реагировали на нас, на камеру и актеров. Просто проходили мимо. В какой-то момент мне даже захотелось сказать: “Я же для вас снимаю, скоро на барахолке будете торговать пиратскими дисками с моим кино!”

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Аскаром УЗАБАЕВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть