На пике вдохновения
8 июля в одном из торговых центров Алматы откроется выставка фотографий Деонисия МИТЯ (на снимке) и Александра ЗЫРЯНОВА. В объективе - только его величество пейзаж.
Два соавтора выставки познакомились случайно. Александр Зырянов - священник православной церкви, с юности увлекается альпинизмом и в 2000 году предложил переименовать пик Безбожников в пик Рождества Христова. Сообщество альпинистов, в котором был и Деонисий Мить, поддержало идею. Так началась серьезная мужская дружба, скрепленная любовью к горам. Оба во время восхождений фотографировали. Деонисий, как профессиональный фотограф, зачастую помогал советом отцу Александру.
Можно было ограничиться публикацией работ на своих страничках в соцсетях, но Деонисий считает, что экран монитора никогда не дает настоящего представления о хорошей фотографии. Поэтому выставку он задумал давно, но сразу решил, что делать ее надо не в художественной галерее или музее, а именно в торговом центре.
- Последний раз я показывал свои работы в Музее им. Кастеева. Все получилось очень душевно, но слишком мало людей сейчас туда приходит. Делать выставку для галочки - слишком дорого, да и хочется, чтобы работы увидели люди.
- Вы делали разные проекты. Почему сейчас показываете только горный пейзаж?
- Потому что ко мне в студию часто обращаются люди, которые просят помочь с оформлением помещений, подобрать и вставить в рамки стильные постеры. А я всегда спрашиваю, зачем им нужен Нью-Йорк или Непал, если у нас есть свои потрясающие виды. Причем природа Казахстана удивительно разнообразна, здесь можно встретить и ледники, и пустыни. Так вот, когда показываешь готовые виды, люди удивляются и зачастую готовы предпочесть родную природу заграничным красотам. Наши виды могут также хорошо продаваться как внутри страны, так и за ее пределами. Например, для афиши фильма “Эверест” с огромным бюджетом был куплен кадр, сделанный именно Александром Зыряновым: пик Чапаева, снятый с пика Хан-Тенгри. Все понимают, что это не Эверест, но настроение кадра оказалось идеально подходящим.
- Получается, что в горы вы ходите по делам бизнеса?
- На самом деле там я нахожу отдушину, вырываюсь из города, где все мы являемся лишь какими-то винтиками. И только в горах, там, куда не ступала нога человека, можно еще встретить незагаженную природу. А ближе к городу происходит полное ее истребление, свалка и свинство. Силами экологов и волонтеров эту проблему не решить, потому что как только соберут и вывезут мусор, приезжают туристы и снова оставляют после себя помойку. Мы все кричим, что хотим войти в какие-то десятки и двадцатки развитых стран мира, но это невозможно без элементарной культуры. Я имею в виду не количество походов в театр, а образ жизни. Мы пока живем одним днем и плюем в тот колодец, из которого завтра придется пить.
- Согласна. А можно ли спланировать съемку удачного кадра в горах?
- Нет. Очень редко бывают хорошие снимки, сделанные, что называется, на ходу. Обычно приходится ждать смены погоды, вот тогда, на изломе состояний, появляются краски, объем, фактура. А просто щелкнуть в яркий день склон - таких снимков много у любого любителя пеших прогулок.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы