Назым КЫЗАЙБАЙ: Вдохновляюсь идеей и иду за победой
В сентябре 2014 года Kaspi решил рассказать любимым клиентам и друзьям об обыкновенных казахстанцах, которые достигли необыкновенных результатов через упорный труд и постоянное стремление идти вперед, шаг за шагом покоряя вершины и достигая целей.
Ими стали Марат Жыланбаев, известный марафонец, обежавший все крупнейшие пустыни мира; Туяк Ескожина, мама 350 детей, которая вот уже 17 лет отдает свою заботу приемным детям; Максут Жумаев, покоривший восемь самых высоких вершин мира. Теперь героем стала Назым Кызайбай.
У нее уже имеются титулы, о которых мечтают многие мужчины: мастер спорта международного класса Назым Кызайбай - чемпионка мира по боксу.
У нее имеется проблема, о которой грезят многие представительницы слабого пола: студентка четвертого курса Казахской академии спорта и туризма ест много (сама в этом признается) и при этом не может поправиться. Многим дамам катастрофически неприлично и бесполезно хочется сбросить лишние килограммы, а Назым, наоборот, сильно хочет прибавить вес. Этому есть веская причина: недостающие килограммы на самом деле являются пропуском на Олимпиаду-2016. Олимпийский вес - 51 кг.
Еще она предпочитает всем ароматам на свете запах спортивного зала. При этом Назым будет улыбаться очаровательной улыбкой юной красавицы. Ей бы на обложках глянцевых журналов красоваться, впрочем, Назым там уже красуется.
Когда вернулась с чемпионата мира по женскому боксу (ноябрь 2014 года), став чемпионкой в весовой категории до 48 кг, ее начали атаковать акулы пера и телеэкрана. Воспитание у Назым все-таки восточное, отказывать не умеет, да и Жумабек ОМУРЗАКОВ, ее тренер, сказал, что все эти интервью пойдут на пользу подрастающему поколению. Ведь, когда они вернулись и самолет выпустил шасси, коснулся взлетной полосы, она все еще пребывала в неведении, что значит ее победа. Назым потом сто пятьдесят (или даже больше) раз зададут вопрос: что она ощущала там, когда ее объявили сильнейшей? Обычно спортсмены подскакивают высоко на ринге, приседают и ударяют себя в грудь, заплачут, уткнувшись в ладони, бегут, ускоряясь, по рингу… Это бы украсило любой репортаж. Но она всего этого не сделала. Все спрашивают, почему. Как будто пытаются препарировать анатомию успеха на самой вершине. Назым отвечает: не знаю. Когда звучал гимн страны, у нее учащенно билось сердечко, как будто девушка преодолела дистанцию, равную нескольким самым протяженным марафонам. И с последними аккордами сердце успокоилось.
Вот когда в здании Алматинского аэропорта она услышала практически рев восторженных болельщиков, скандировавших ее имя, эмоции, как будто дремавшие до этого времени, прорвало… Вкус победы ощущаешь, оказывается, в полную силу на родине. И после того как тебя так встретила родина, ты на автомате продолжаешь путь, который проходят чемпионы. Автографы, интервью.
Отвечаешь в сто пятьдесят пятый раз, что парня у тебя нет. Что хотела вообще-то заниматься баскетболом, но это игра командная, а она, наверное, все-таки одиночка, поэтому решила попробовать себя в боксе.
Спрашивают: не жалко ли бить соперника так, что тот падает (нокдаун это). “Жалко, конечно, - говорит, - ведь она такая же девчонка, как я. Особенно больно, когда удар принимает печень, меня тоже стараются ударить в печень”.
- И?! - застывают на вопросительном знаке особо чувствительные журналистки.
- И продолжаю бой, продолжаю наносить удары, - отвечает, - потому что если ты начнешь жалеть соперницу, тебя перестанут жалеть. Это же спорт.
Ни мама, ни папа, ни сестры и братья (в семье шестеро детей) ни разу не были на соревнованиях. Они не приходят, чтобы Назым не волновалась. Она не настаивает, скорее наоборот, чтобы они не волновались, да и Назым спокойнее на ринге, когда в зале нет родных. В кино про боксеров всегда есть кадры, как в последние минуты боя, собрав всю волю в кулак и явственно различая голоса болельщиков, среди которых - один особо важный, боксер наносит решающий удар… Возможно, кто-то и слышит голоса болельщиков, Назым не слышит, она даже иногда никого, кроме соперницы, не видит…
Это правильно, что она дала интервью всем СМИ в своей стране, потому что страна должна была увидеть свою героиню и граждане страны хотя бы чуть-чуть проникнуться той гордостью, которую Назым испытала, когда ее после чемпионата встретили в
аэропорту.
На выходные девушка выбирается к маме с папой, едет на своей новенькой машине, подаренной Бауржаном ОСПАНОВЫМ, руководителем Федерации бокса Алматинской области.
Авто, на котором ездила раньше и на покупку которого оформляла кредит, Назым подарила отцу. Это первый личный автомобиль ее отца. Еще она мечтает о том, чтобы у родителей был хороший дом на земле. Квартиру, которую ей обещали в случае победы на чемпионате мира, она так и не получила.
Ей всего 22, впереди Олимпиада, на которой она надеется стать чемпионкой, поэтому есть надежда, что квартирный вопрос как-то решится. А пока она хранит свои награды в родительском доме. Куда, приезжая, предпочитает вместо уборки по дому или приготовления сытного обеда топор, которым рубит дрова.
- Это же хорошая тренировка! - говорит.
У нее руки музыканта. Тонкие длинные пальцы.
У нее в гардеробе недавно появились платья в пол. На выход. В одном из них Назым была на встрече с президентом страны накануне 8 Марта, там было много приглашенных дам, и наша героиня, не рассчитав, что всякое дело требует тренировки, купила туфельки на очень высоком каблуке. Сделала вывод: на соревнованиях легче биться, чем несколько часов провести на каблуках. В другом платье она недавно получала награду из рук акима Алматы. Счет открыт. Но чемпионка лучшими нарядами по-прежнему считает кроссовки и тренировочный костюм.
Зейнеш САЛАМАТОВА