Картинки во сне и наяву
Художники Елена и Виктор ВОРОБЬЕВЫ (на снимке, на заднем плане - инсталляция “Художник спит”) масштабной персональной выставкой призывают посетителей... не беспокоить дремлющего живописца. Поскольку, чтобы встать и что-то делать, надо сначала полежать и подумать.
Ключевое слово не “полежать”, а “подумать”. Елена признается, что ей претит эпоха бьющего в глаза лубочного креатива, задача которого зацепить, а не проникнуть. Вот поэтому на выставке Воробьевых зрителей встречает фигура художника, лежащего на панцирной кровати. На стене нацарапаны слова: “Художник спит. Будить его, трясти, призывать соответствовать времени - одно из бесполезнейших занятий. Тот же, кто вечно не дремлет, у кого ушки на макушке, нос по ветру и ремесло наготове, почему-то мало кого устраивает. Остается только ждать, когда эта спящая глыба зашевелится, встанет, словно по нужде. Вот тогда результатом его усилий может оказаться шедевр”.
- Можно в этом прочитать и пропагандистский призыв проснуться…
- Каждый может прочитать свое, - говорит Виктор. - На самом деле всем нам стоит проснуться хотя бы в том сне, где мы видим себя спящими… Как в советское время, когда сметана не была сметаной. Все сон, и до сих пор люди не могут проснуться.
- Этой работой мы призываем, - продолжает Елена, - по крайней мере людей, которые называют себя художниками, интеллектуалами, творческими личностями, к тому, чтобы они не торопились действовать.
Елена и Виктор - супруги. Вместе с тех пор, как в 16 лет поставили рядом друг с другом мольберты. Давно оставили позади период холста и масла и шагнули в бурный водоворот контемпорари-арта. Их общий бренд “Воробьевы” давно сделал супругов одними из самых выставляемых за рубежом казахстанских художников. Только в минувшем году свои работы дважды показывали в Европе. На родине общаются с публикой меньше. Все из-за художественных принципов.
- Наверное, - рассуждает Елена, - здесь не всегда есть желание увидеть серьезные выставки. Я не говорю про те варианты, когда художник приходит в галерею, снимает зальчик и накрывает фуршетик для “своих” и потенциальных покупателей. Я не хочу оплачивать свои выставки, потому что если работа интересная, то всегда сложится ситуация, чтобы ее показать. Поэтому мы не продвигаем себя, а просто плывем по течению. Хочется серьезного отношения к работе и к себе. Если нас не очень хотят где-то видеть, мы не навязываемся.
Между прочим, тот самый спящий художник - бесполый. То есть фигура мужская, а тапочки - женские. Это чтобы не было гендерных намеков. Елена не любит “женские” выставки и проекты, как и вообще любое деление по гендерному или национальному признаку. Посетителей в фойе музея, где проходит выставка, встречает объемный объект: орнамент, в который можно зайти, как в лабиринт. Художники с готовностью объясняют и эту работу.
- Это орнаментализатор, - говорит Елена, - с помощью которого можно орнаментализировать население. Ты с широкого пространства заходишь в узкие рамки, а затем, поднявшись наверх по лестнице и посмотрев вниз, видишь, что шел по лабиринту орнамента.
Про сон. На выставке есть ощущение, что ты видишь сон про советскую эпоху. Самая свежая фоторабота - огромная металлическая конструкция, изображающая вождя мирового пролетариата, к металлической простертой вперед руке которого привязан шарик-смайлик - символ глобализации. Ленин стоял в степях Киргизии, на фоне прямо-таки марсианского пейзажа. За шариком пришлось ехать за 300 километров, затем долго карабкаться и привязывать его к вождю.
- Нас часто спрашивают, - рассказывает Елена, - почему мы никак не можем оторваться от советской эпохи. Да потому что мы все в ней до сих пор живем! Просто художники - это глаза общества. Многие живут и не видят, а мы схватываем визуальный пласт реальности, понимаем, какую метафору сделать, и пытаемся донести образ до людей. Мне всегда интересны люди, когда смотрят проект “Базар” - фотографии и реальные предметы с блошиного рынка. Такое ощущение, что они не видят этого в жизни. На базаре ты не будешь так внимательно рассматривать, а когда художник делает это в виде фотографии или инсталляции, он словно наводит фокус, и все видится резче.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА
и Романа ЕГОРОВА, Алматы