На траве не дрова
Казахстанские художники открыли выставку “Восьмая река”под открытым небом, на уровне Большого Алматинского озера. Чтобы прочувствовать единение с природой,они три недели жили в горах и там же создавали свои произведения, вписанные в пейзаж.
В отличие от обычного вернисажа здесь, чтобы познакомиться с искусством, необходима неплохая физическая подготовка. Тропинка, вдоль которой размещаются объекты, круто поднимается в гору - приходится попыхтеть.
Выставка поддерживает ставший популярным во всех сферах тренд об экологичности и взаимодействии с природой. По условиям авторы должны были вписать свои работы в пейзаж. Но создается ощущение, что горы их переиграли. Самым органичным оказался объект Алексея ШИНДИНА - прозрачные куски стекол, символизирующие течение времени и малозаметные на фоне великолепия гор.
- Наша задача не подражание природе, не соревнование с ней, - говорит Алексей Шиндин. - Современному искусству и человеку вообще не хватает как раз естественности и чистоты природы. Поэтому сейчас такие “аншлаги” в горах по выходным.
- Мы говорим об отношении человека и природы, - поясняет Зоя ФАЛЬКОВА (на снимке). - Там, куда можно доехать легко, этого “отношения” валяется по краям дороги очень много, несмотря на все усилия волонтеров, периодически собирающих мусор.
Объекты Зои из эпоксидной смолы, приклеенные к стволу сосны, как раз символизируют человеческие колонии, похожие на паразитов, присосавшихся к природе.
Встречает зрителей рукотворная “Ель” Сырлыбека БЕКБОТАЕВА из проволоки, с камнем-сердцем и ленточками на удачу. Автор считает, что в самой природе постоянно происходят катаклизмы, которые наносят ей ущерб, и противостоять им невозможно. Человек, разрушающий природу, лишь часть этих катаклизмов.
А замыкает экспозицию “Триумфальная арка” Бахыт БУБИКАНОВОЙ из кереге, символ победы и захвата города. Без основы, каркаса и фундамента - воплощение перемен и неустойчивости.
Есть здесь и мистика в виде рукотворного портала, где живут мысль человека и мечты о единстве хотя бы на уровне человеческого сообщества как объединение букв трех алфавитов (арабского, латинского и кириллицы) во фразе “И ты кирпич в мироздании”. Есть и доля здорового практицизма.
- На самом деле такого понятия, как природа, давно уже не существует, - уверен Александр УГАЙ. - Мы по инерции вкладываем в эти слова что-то возвышенное, но воспринимаем природу как объект для отдыха, для охраны, для какой-то деятельности. И даже природа как возвращение к древним корням - это поэтическая метафора, и не более того. Времена, когда человек был един с ней, далеко в прошлом. Мы даже друг друга понять не можем, не то чтобы муху или камень. Да и незачем это...
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы