4359

Сирота венецианская

Казахстанская художница Сауле СУЛЕЙМЕНОВА вернулась с очередной Венецианской биеннале* в шоке. С одной стороны, она готова бить в набат, с другой - не хочет озлобить чиновников.

Суть ее переживаний сводится к следующему: на самом престижном и старейшем в мире художественном смотре нет павильона нашей страны. А значит, посетители, прибывающие в Венецию в течение шести месяцев, так и не увидят визитной карточки Казахстана. В течение нескольких биеннале, пока происходило становление независимости Казахстана, у художников была площадка в виде павильона стран Центральной Азии, предоставленная одним из благотворительных международных фондов. Затем предполагалось, что государство само займется собственной репрезентацией. Да и сами художники верили в это, хотя недоумевали: почему на такой серьезный международный форум не изволят приехать официальные представители страны?
- В биеннале принимают участие 90 стран, - рассказывает Сауле. - То есть большинство развитых государств. Свой павильон есть у Белоруссии, целых три у Азербайджана. Причем в одном из них выставляет свои работы наша художница Алмагуль МЕНЛИБАЕВА, и в прессе не акцентируется, что она из Казахстана. Нашей страны на карте Венецианской биеннале нет. Что это за позорище? У нас все внимание уделяется ЭКСПО, но даже если посмотреть по мировым новостям, то выставка в Венеции - более посещаемое и цитируемое событие. В этом году казахстанские художники, участвовавшие в групповых выставках вне официальной программы и приглашенные в павильоны других стран, судорожно пытались хотя бы привлечь к себе внимание. Отсюда и акция “Несуществующий казахстанский павильон” и “Выставка с ограниченной ответственностью”, но это все на уровне андеграунда. У нас культуру по традиции считают не визитной карточкой страны, а чем-то не совсем важным. В прошлом году мы - художники и художественные объединения - написали министру культуры письмо, где говорили о необходимости рассмотреть либо строительство собственного павильона, либо возможность арендовать здание. Нам сказали, что у Казахстана будет свой павильон в 2017 году. Но для этого уже сейчас необходимо предпринимать какие-то шаги! Кстати, учитывая количество культурных событий, наш павильон не пустовал бы.
- А зачем вам представлять государство, которое никак не заинтересовано в этом?
- Это все равно что сказать спорт­смену: ты тренируйся, работай, а на соревнования и на Олимпиаду ездить не надо! Я бы еще поняла, если бы у нас не было художников, которые выступают на международной арене. Но они есть и хорошо известны в мире. За годы независимости сформировалась и некая идентичность - то, что объединяет всех людей, живущих в Казахстане. И именно это говорит о нас больше, чем проплаченные государственные акции. Но почему-то мы можем потратить 8 миллионов евро на то, чтобы привезти “Жемчужины Франции” в Казахстан, а на то, чтобы во Франции в ответ показать свою страну, выделяется лишь 14 тысяч евро, которые в результате тратятся на этноконцерты, юрты и угощение баурсаками. Причем сами французы были возмущены, поскольку юрты и баурсаки уже давно не являются визитной карточкой современного Казахстана. И люди в других странах хотят увидеть не лубок, а взгляд интересно мыслящих художников на современность.
- Может быть, вы не тот Казахстан показываете или тот, но как-то не так?
- У нас давно уже нет политизированного или критикующего искусства. Все работают в разрезе общечеловеческих ценностей. Но нельзя низводить искусство до милого обслуживания населения дизайном. Это визитная карточка страны, и чем больше независимых художников, тем ярче представление о стране. Причем сейчас именно современное искусство очень востребовано и посещаемо.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из архива Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ, Алматы


*Венецианская биеннале - один из самых известных форумов мирового искусства, международная художественная выставка, проводящаяся раз в два года с участием международного жюри.

Поделиться
Класснуть

Свежее