Прелести измен и любви
Комедия должна быть со смыслом, считает Ким.
Девальвация происходит на наших глазах, и более глобальная, чем нам кажется, хотя все валюты мира здесь ни при чем. В этом уверен режиссер Вениамин КИМ.
Именно он решил поздравить алматинских женщин премьерой спектакля “Прелести измены”, составленного из трех любовных мини-драм российского автора Красногорова. Вениамин тоже россиянин, хотя большая часть его бурной театральной жизни прошла в Казахстане.
После окончания театрального института в Ташкенте Вениамин приехал работать в Алматинский ТЮЗ. И был очень удивлен, когда спустя некоторое время его пригласили для съемок в крупном республиканском телевизионном спектакле по биографии Чокана Валиханова:
- Опыта работы на съемочной площадке у меня не было, тем более что тогда снимали огромными камерами, под тяжелым взглядом которых новичок терялся. Так что в течение нескольких месяцев меня готовили, поручая играть небольшие роли в разных телевизионных передачах. Еще одна интересная часть работы проходила в Академии наук, где я изучал письма и документы Валиханова. Там я увидел, что его биография - это настоящий роман и детектив в одном флаконе. Я восхищался тем, насколько интересный и яркий образ мне предстояло сыграть.
За телевизионным спектаклем посыпались приглашения в кино, но во время съемок в одном из фильмов Вениамин получил сложный перелом ноги. Настолько сложный, что его готовили к ампутации…
- Тогда я на костылях сбежал из больницы, мне помогли лечь в госпиталь инвалидов войны, и там ногу врачи сохранили, но работать, как раньше, в амплуа актера плаща и шпаги я уже не мог. А ничего другого не умел… Как раз в это время режиссер Театра им. Ауэзова Азербайджан МАМБЕТОВ набирал небольшой курс из пяти режиссеров для областных театров. Я и попросился к нему. Мамбетов поставил условие - будет учить, но только с условием, если я буду преподавать для актеров… Я к тому времени занимался со студентами. Так получилось, что я продолжал работать в театре, преподавал в двух местах и учился на режиссера. Приходилось крутиться. После того как получил диплом, меня направили режиссером… в ансамбль “Гульдер”…
К слову, именно Ким - автор знаменитых строк “Гульдер - это значит бутонов цветенье. Гульдер - это я и мое поколенье. Гульдер - это мы, Казахстана посланцы. А мы - это песни, улыбки и танцы”.
Строки родились в результате бессонной ночи в Грузии, когда после концерта к режиссеру подошла женщина и объяснила, что артисты хорошие, но совершенно непонятно, что означает название ансамбля. Вот тогда Ким и пообещал, что на следующий день перед концертом обязательно объяснит это зрителям. Он вообще за сезон работы в ансамбле чуть не устроил там революцию.
- Многое мне не нравилось в работе “Гульдера”, несмотря на то, что ансамбль был визитной карточкой страны и ездил по всему миру. Например, артисты могли годами исполнять несколько популярных песен и не пытались разнообразить репертуар. Они даже казахский язык не знали, а главными впечатлениями из поездок были покупки и пляжи! Я предлагал директору ансамбля организовать серию лекций историков и этнографов для артистов, но мне сказали, что их и так хорошо принимают.
По окончании сезона Ким все же “отпросился” в любимую драму. Но полностью воплотить свои планы в театре Караганды ему опять не дали.
- Меня там приспособили делать городские праздники: День работников сельского хозяйства, столетие со дня рождения Ленина, двести пятьдесят лет присоединения Казахстана к России. Мне так и говорили, что театр никому не нужен, а вот такая работа показывает успехи всего района. Дело дошло до того, что мой коллега посоветовал провалить один из праздников, чтобы меня больше не приглашали… Но как можно провалить, например, юбилей Ленина? Словом, с Казахстаном у меня связаны очень интересные страницы биографии. А потом я развелся с женой, уехал в Россию. Сейчас работаю и преподаю там. Здесь осталась внучка, к которой иногда приезжаю и, когда просят коллеги, всегда рад поставить спектакль в городе, ставшем для меня родным.
Ким говорит, что в пьесах Красногорова ему понравилось броское, афишное название и то, что разговор в них идет о самом важном - о любви. Она бывает счастливая, трагическая, с изменами или без. Но именно она определяет человека.
- Хотя в настоящее время любовь девальвирует. Я постоянно обсуждаю это с моими студентами. И они сами мне говорят, что дружба сейчас заменяется совместимостью в бизнесе, а личные отношения - это секс с не слишком близкими людьми. Мы вообще сейчас живем странной бескровной жизнью без настоящих врагов и друзей. И задача театра как раз напоминать о том, что есть сильные чувства, и что именно они определяют человека. Для меня человек определяется одним: может он любить или нет. Потому что если он может любить, значит, умеет отдавать себя. Мы привыкаем к комфорту. Честными уже кажутся отношения, когда мужчина платит не за одну ночь, а ежемесячно приносит домой деньги, на этом и держится брак. Это путанство с рассрочкой на всю жизнь, когда спят на одной подушке, не любя друг друга. Для меня всегда было непонятно: почему я должен так жить? Я не верю в реинкарнацию, в то, что буду баобабом или бабочкой, так зачем разменивать себя на жизнь без любви, без отдавания себя другому человеку? Мне все говорили: “Это же комедия, зачем все усложнять, пусть зритель просто посмеется…” Но разговор должен быть по сути. Тогда я могу сказать, что выполнил свою задачу как режиссер, я заставил задуматься о жизни…
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
Сцены из спектакля “Прелести измены”, составленного из трех любовных мини-драм российского автора Красногорова.