Искусство задней мысли
В музее им. Кастеева вскоре откроется самая эпатажная выставка Ербосына МЕЛЬДИБЕКОВА (на снимке).
Скульптор давно переметнулся в стан современного контемпорари арта и нередко позволяет себе похулиганить. Хотя практически все темы его работ - это детальное исследование истории и ее покадровая расшифровка.
Монтаж экспозиции в Алматы начался с казуса. Ербосын со смехом рассказывает о том, как его экспонат - деревянные козлы и гипсовый слепок с, извините, ягодиц художника - рабочие музея приняли за беспорядок. Гипс попытались сбить, а козлы вынести. Ведь это ремейк знаменитого действия легендарного художника Рустама ХАЛЬФИНА, когда восемнадцать лет назад он создавал идеальное седло кочевника собственным задом на живом скакуне.
- Коня того давно съели, - рассказывает Ербосын, - сам Хальфин ушел в мир иной. Я присутствовал на этом действии и отдал дань памяти художника, повторив его акт.
- Не поперли вас из зала музея, когда вы тут голяком слепок с пятой точки делали?
- Нет, у нас в музее достаточно продвинутые люди работают.
- И никто не сказал, что вы не тем местом искусство делаете?
- Художник, как и шаман, должен что-то необычное, шокирующее предлагать обществу. Искусство без юмора, подчас даже черного, немыслимо. Современное слишком серьезное общество особенно нуждается в этом.
Но большая часть работ художника посвящена историческим переменам в самом прямом смысле этого слова. Например, в сквере Амир Тимур в Ташкенте за 100 лет сменилось больше десяти монументов.
- Я считаю это место пуповиной Азии. Все процессы, которые происходили, находили свое отражение в монументах: революция, первая пятилетка, конструктивизм. Это очень интересный процесс, и проследить его можно через семейные фотографии. Все эти памятники в свое время выиграли премии, и я решил им сделать своеобразный конкурс. Вообще искусство, как и вся Центральная Азия, постоянно меняется и постоянно приходит к повтору происходивших когда-то событий.
Не меньше монументов подвержены изменениям и горные вершины. Внешне они остаются прежними, но названия меняются опять же сообразно историческим реалиям. Пик Коммунизма на Памире за последнее столетие сменил шесть названий. Поэтому старая раковина в руках художника превращается в подобие пика - утром это пик Кауфмана, днем - пик Ленина, на закате - ибн Сины. Почему именно раковина? Художник объясняет это просто.
- Через раковину смывается грязь, а мы говорим о том, как смывается наша история.
- А вы сами членов Политбюро не рисовали для заработка?
- Кто бы меня подпустил к этой кормушке?!
Выставка в Алматы будет уникальна еще и тем, что зрители смогут увидеть первоначальные варианты работ художника, не адаптированные к западному зрителю, который не всегда готов понять нюансы современного Востока с его богатой историей.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА и из архива Ербосына МЕЛЬДИБЕКОВА, Алматы