2881

Кровавая романтика Средневековья

В Алматы спустя два года забвения показал свои картины художник Айвар ТАЗИЕВ (на снимке).

Все, что представлено в галерее ARK, признается Айвар, навеяно его любимым Средневековьем. О современности напоминает разве что прорвавшаяся в одну из работ винтовка - это уже дань нынешним кровавым временам. Капелька натурализма, разбавляющая рай прошлого. Хотя крови было достаточно и в Средневековье. Кому как не Тазиеву это знать. По утверждению художника, он помнит одно из своих земных воплощений, когда как раз был мастером по изготовлению оружия в небольшом средневековом европейском городке.
- Вы вот так говорите про прошлую жизнь... Не боитесь, что в психушку определят?
- Нет. Кому я нужен? И лечить меня не от чего, да и не опасен я. Это гэбэшники в свое время все искали во мне опасность. Я же делал выставки без санкций Союза художников, самым нахальным образом, причем только персональные выставки. Вот и поступил донос, мол, надо проверить парня. Меня не вызвали, а забрали из проектного института, где я работал, и провели по всем коридорам в наручниках. Долго допрашивали, заставляли писать объяснительную, рвали то, что я писал. Потом повели к старшему. Я увидел старика, седого как лунь, с кожаной протезной рукой. И понял, что это конец! И он, не поднимая от бумаг головы, сказал: давай садись и пиши быстро, у нас тут и без тебя дел невпроворот. Страшно было. И когда меня подвели к двери и сняли наручники, я поверить не мог, что меня отпускают. Тогда, в 35 лет, у меня произошел первый инфаркт.
- Разве современная жизнь не так жестока?
- Мир мало меняется. Во время декабрьских событий я работал на Новой площади в проектном институте. Почему-то нам в обязанность вменили собирать все то, что валялось на площади, и убирать камни. Сейчас я принципиально не смотрю телевизор, просто не хочу видеть весь этот кошмар.
- Чем же средневековая кровожадность отличается от современной?
- Те кровавые времена были очень красиво оформлены, для меня это многое меняет. В Бельгии есть музей вооружений, так я примерно неделю завороженно бродил по нему. Там есть все - от камня, обмотанного кожей, до самонаводящихся ракет. Все, что касается Средних веков, очень красиво: гравировка на оружии, форма, геральдические знаки. Да ни одна лошадь не отправлялась на войну в неукрашенных доспехах! Переходишь в наполеоновские времена - у пехоты белые лосины, роскошные знамена, обмундирование... А в империалистическую войну человечество ударилось в прагматизм. Там главное - выжить. Все в маскировочных пятнах, орудия убийства чудовищные. Вот тогда и закончилась романтика сражений, если она когда-то и была. Сейчас вообще все виртуально, все через кнопки. Противника не видно, его и не жалко. Это вам не средневековые поединки, когда сначала дерутся графья, потом уже общая свалка, и все видят глаза противника. Мы живем вообще в прагматичное, далекое от романтики время, когда происходит сплошной праздник Золотого тельца.
- Некоторые достаточно успешно его празднуют, тот же Никас САФРОНОВ, чья выставка проходит в Алматы...
- Я ни за какие деньги не согласился бы быть проституткой. Самое интересное, что у нас до определенного момента очень похожие судьбы. Оба с прибалтийской кровью, оба работали в театре, да и способ мышления у нас до определенного момента был схож. И я, прекрасно понимая, что он пишет портреты известных людей по фото, как-то попробовал работать по его схеме - написал портрет Булата АЮХАНОВА. Прошло время, и нашлись родственники, которые к юбилею купили и подарили ему этот портрет. Так что схема работает, только мне не интересно работать по ней.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы


Поделиться
Класснуть