Малиновый звон
Стопудовый “Пимен”.
Вчера в Алматы открылся III фестиваль “Пасхальные перезвоны”. В течение пяти дней каждый желающий может попробовать себя в качестве звонаря.
По традиции празднования начались в Вознесенском кафедральном соборе. Мы поднимаемся с известным звонарем Ирэн АРАВИНОЙ (на снимке) по лестничным пролетам на колокольню.
- Мы в шутку называем этот подъем Голгофой, - улыбается Ирэн. - Лестницы здесь очень крутые, поэтому спуск и подъем требуют усилий.
Наверху возле колоколов уже собралось много народу. Многие пришли с детьми. В этот день собравшиеся узнали много интересной информации об истории колоколов и колокольного звона.
- История литья колоколов началась в Древнем Китае, - рассказывает Ирэн. - Первые колокола были призваны уравновешивать баланс между небом и землей. В XVII веке они попали из Европы в Россию. До этого в основном использовали длинные рельсы, которыми призывали людей к началу службы. Со временем колокола стали популярными. Даже было некое соревнование между княжествами по тяжести колокола. Победил, как вы знаете, Царь-колокол (201тонна 924 килограмма, высота - 6,14 метра, диаметр - 6,60 метра). К сожалению, его так никто и не услышал, потому что в результате сильного пожара колокол, который находился в литейной яме, раскалился, а когда его стали поливать водой, треснул, и от него откололся кусок весом 11,5 тонны. Самый большой колокол в Вознесенском соборе весит 1640 килограммов, или по-старинному - сто пудов. Отлит он был в память епископа Семиреченского и Верненского священномученика Пимена, который в 1918 году был расстрелян, и его мощи до сих пор не найдены. Стопудовый “Пимен” был установлен на колокольне в 2001 году. Всю остальную звонницу отлили в 1995 году.
- Скажите, каждый может научиться бить в колокола?
- Да. Главное - иметь желание и чувство ритма. Конечно, нужна некоторая физическая сила, но благодаря системе педалей и рычагов этот процесс упрощается.
- Говорят, что колокольный звон целебный. Это правда?
- Колокол издает целый спектр звуков: от инфра- до ультразвучания, и это благотворно влияет на душевное (психологическое) состояние человека. В старину верили, что колокольный звон изгоняет злых духов, поэтому при эпидемиях и страшных морах, неурожаях и прочих бедствиях полагалось неустанно звонить в колокола. До недавнего времени это считалось обычными предрассудками. Однако сегодня экспериментально доказано, что звон колоколов с физической точки зрения полезен. Существует несколько звонов, и каждый по-своему уникален.
На свадьбу звучит разгонный звон. Звучание постепенно набирает обороты до очень быстрого темпа. Это означает рождение новой семьи. Праздник Пасхи отличается так называемым малиновым звоном, что отражает собой переливы колоколов. В этом звоне отсутствует нижний колокол, и в основном звонят маленькие колокола.
- Для колокольной музыки есть свои ноты?
- Да. Первую нотную фиксацию и описание нескольких мелодий звонов соборной звонницы Ростова Великого сделал известный священник Аристарх ИЗРАИЛЕВ. Кроме того, он написал много трудов по отливке и настройке колоколов. Именно он изготавливал камертоны, которые соответствовали тонам колоколов. В 1884 году он выпустил книгу, посвященную камертонам и ростовским звонам. В Санкт-Петербурге был известный звонарь и собиратель звонов Александр СМАГИН, который ездил по России и давал мастер-классы. Он любил повторять: “В звоне должен быть разговор колоколов”, поэтому особое внимание обращал на синтез ритма и гармонии.
Утолив любопытство публики, Ирэн встала на специальную площадку и заиграла. Колокольный звон наполнил пространство и, казалось, проникал в каждую клеточку собравшихся.
- Праздничный звон отличается своей красотой и ритмичностью, поэтому если захотите, то можете пританцовывать, - посоветовал зрителям звонарь Дмитрий ПОЛОГУТИН. - Отпустите душу в полет.
В этот день на колокольне собрались не только зеваки, но и профессиональные звонари из других храмов. Для них Алексей КАЗАНЦЕВ (на снимке) дал небольшой мастер-класс.
- На разных колокольнях разные колокола, поэтому непросто приспособиться, - начал он. - Но есть одно основное правило, которое поможет звонить на любой колокольне. Нужно все делать легко и свободно. У каждого звонаря формируется свой уникальный рисунок. Нет двух одинаковых мастеров. Не старайтесь в точности кого-то копировать. Просто экспериментируйте и слушайте.
В этот день и стар и млад попробовали себя в роли звонарей. Фестиваль будет идти на протяжении всей недели в Свято-Никольском, Софийском, Христорождественском и Вознесенском соборах.
Празднование фестиваля “Пасхальные перезвоны” началось в Вознесенском соборе.
Колокола после звона еще несколько минут вибрируют.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы