Задача с тремя неизвестными
Первой студентке и выпускнице Семипалатинского медицинского института Райфе Латыфовне 88 лет, а она продолжает работать на кафедре внутренних болезней и ревматологии! По-прежнему без профессора ИВАНОВОЙ не обходится постановка диагноза в самых сложных случаях.
Ее научно-педагогический стаж превышает 65 лет. Все, кто знает Райфу Латыфовну, уверены: это не предел. В чем причина ее профессионального долголетия?
- Если бы была акушером-гинекологом, как мечтала, конечно, я бы уже не оперировала, это уж точно, - улыбается моя собеседница.
Профессор, которая стояла у истоков развития иммунологии и ревматологии в Казахстане, родилась в глухой деревушке в Сибири, где не было ни электричества, ни телефонной связи.
- В нашей семье было восемь детей, - рассказывает Райфа Латыфовна. - Родители мне сразу сказали: “Мы не сможем тебе помогать. Рассчитывай только на себя. Учись так, чтобы в будущем повышенную стипендию получать”. Тогда на стипендию можно было жить. Я окончила семь классов с похвальной грамотой, что давало право поступить в любой техникум без экзаменов. Мама часто болела. Однажды в больнице она показала на медсестру Сашу в накрахмаленной шапочке: “Посмотри, какая чистая работа! Тебе бы так!”
Юная Райфа сделала так, как мама посоветовала: подала документы на медсестринское отделение фельдшерско-акушерской школы в Тобольске. Но директор учебного заведения Павла КУЗНЕЦОВА настояла, чтобы отличница училась на фельдшерском отделении, что давало ей право в будущем поступить без экзаменов в мединститут. А после получения диплома Павла Ивановна настоятельно советовала Райфе не откладывать получение высшего образования. “Это последний год, когда выпускники-отличники могут без экзаменов поступить в любой институт Советского Союза!” - ее слова подействовали на Райфу, и она засобиралась в дорогу.
- Шел 1953 год. Как раз тогда в Семипалатинске открывался мединститут, - вспоминает профессор Иванова. - Об этом я узнала из газетной вырезки, которую прислала двоюродная сестра. “Приезжай к нам! У тебя всегда будет кусок хлеба и крыша над головой!” - написала она. Первый набор в Семипалатинский мединститут был 320 студентов. Мои однокурсники прибыли из всех республик Советского Союза. Настоящий интернационал! Причем вместе учились люди самого разного возраста. У многих студентов уже был медицинский стаж. Они успели поработать фельдшерами и фармацевтами. Нам очень повезло! Нашими преподавателями стали гениальные ученые из ведущих вузов Ленинграда, Киева, запада России. Многих из них сослали в Семипалатинск после того, как они подверглись гонениям за генетику…
Райфа Латыфовна с ностальгией вспоминает о студенческих годах:
- Мы были очень дружные! А сейчас порой студенты на одном потоке друг друга не знают. Самоизоляция от общественной жизни достигла пика. Единицы где-то активно участвуют. Основную массу вообще ничего не волнует… Мы же бок о бок и учились, и веселились, и трудились до седьмого пота.
В 1954 году, когда Райфа Латыфовна перешла на второй курс, началось освоение целины. Обком партии отправил студентов на уборку пшеницы. Так девочки попали в число первых целинников. А мальчиков оставили на стройке. Первый курс начинал учиться в двухэтажном старом здании. Но с каждым годом становилось больше студентов, возводились новые корпуса и общежития. И конечно, студенты принимали самое активное участие в строительстве.
- На четвертом курсе мы уже вместе с мальчиками закладывали фундамент главного корпуса мединститута. Работали даже во время учебы. Полдня таскали носилки с бетоном, полдня сидели на занятиях. Ну, конечно, тяжело, и полусонная сидишь, а все равно занятия не пропускали никогда, потому что в медицине, если пропустить занятия, все, ты отстал, - говорит Райфа Латыфовна.
Между тем активная студентка успевала ходить в кружок легендарного акушера-гинеколога Алаша КОЗБАГАРОВА. Девушка училась на шестом курсе, а ей доверяли вести прием пациентов в качестве врача. Никто из наставников отличницы не сомневался, что она станет акушером-гинекологом. Но Райфа Иванова вынуждена была отказаться от своей мечты.
- В студенческие годы, кроме всего прочего, занималась гимнастикой. Однажды травмировала руку. Полностью она так и не восстановилась, - хмурится моя собеседница. - А в мое время в акушерстве были операции, очень тяжелые физически. Я бы просто могла не справиться, и по моей вине могла бы погибнуть женщина. Вот-вот должно было состояться заседание комиссии, где выпускникам предстояло ответить на вопрос: “Кем хотите стать?” А я не знала, что отвечать, потому что все шесть лет мечтала об акушерстве и гинекологии, которые внезапно оказались для меня вне зоны доступа…
И тут Райфа Иванова вспомнила, что один из ее любимых преподавателей - яркий представитель знаменитой ленинградской школы Николай Иванович ВИНОГРАДОВ - говорил, что она должна стать терапевтом.
- И я стала терапевтом! - улыбается профессор. - Терапия много всего в себя включает. Сначала я специализировалась на кардиологии, а последние 40 лет полностью переключилась на ревматологию.
Жизнь показала, что она сделала правильный выбор. Имя профессора Ивановой известно далеко за пределами Казахстана. Она не только член коллегии ревматологов нашей республики, но и член Российской ассоциации ревматологии и Евразийского экспертного совета по лечению ревматических заболеваний. На конгрессе Азиатско-Тихоокеанской лиги ассоциаций ревматологов в 2023 году в Бангкоке профессор Иванова удостоилась награды за многолетние заслуги перед наукой. Любопытно, что именно после этого акимат Семея присвоил 88-летней Райфе Латыфовне звание почетного гражданина города.
- Я застала времена, когда ревматологии и иммунологии вообще не было. На моих глазах они развивались буквально с нуля. Только последние 20 лет чувствую, что могу серьезно помочь больным. Появились новые препараты, очень эффективные, - отмечает Райфа Иванова.
Вот только для того, чтобы они подействовали, нужно точно поставить диагноз. А это как раз крайне сложно. В ревматологию входят… 140 заболеваний. Это аутоиммунные нарушения. Когда коронавирус ударил по иммунитету, в мире началась чуть ли не эпидемия ревматических заболеваний.
- И мы это почувствовали, - говорит Райфа Латыфовна. - Для нас каждый новый случай - вызов нашему профессионализму. Вот сегодня смотрели четырех больных. У одной более или менее понятно. У других ничего не понятно. Нужно дальше наблюдать. Консультация каждого ревматического больного - это решение задачи с тремя неизвестными!
- Может, в этом и кроется секрет вашего профессионального долголетия?
- Так и есть! Чтобы сохранить остроту ума, нужно постоянно нагружать свой мозг. Мне 88 лет, а я продолжаю учиться, узнавать новое. В медицине по-другому нельзя. Сейчас решила поработать над своим английским. А когда хочу отдохнуть, читаю стихи своих любимых поэтов Евгения ЕВТУШЕНКО и Андрея ДЕМЕНТЬЕВА.
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей